Валерий Воскобойников
ПОТАЕННАЯ ВЕРА В БОГА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Несколько десятилетий назад выступление с подобным названием могло бы стать причиной жизненной катастрофы как у его героев, так и у самого автора. И хотя в сегодняшней России ситуация изменилась до зеркальной, полагаю, нам будет небезынтересно взглянуть новыми глазами на эпоху, которую принято называть атеистической, и обнаружить, что ряд сложившихся мнений по поводу творчества писателей, которых принято считать основоположниками советской детской литературы, и которые творили именно в те годы, являются, скорее мифами, чем истинными оценками.
До сих пор существует стойкое убеждение, что едва ли не сразу после Октябрьского переворота детские писатели превратились в атеистов, а вместе с ними стала богоборческой и вся детская литература. Это утверждение прежде всего было необходимо самой государственной власти, которая считала своей целью создание человека «нового типа». И действительно, по отношению к любому проявлению веры в Бога власть была весьма строгой. С этим сталкивался каждый, кто хоть как-то соприкасался с издательским процессом. Не могу удержаться, чтобы не привести хотя бы один пример из собственной работы.
В середине 1970-х уже довольно
«вегетарианских» годов я писал книгу о создателях славянской письменности
равноапостольных святых Кирилле и Мефодии. Естественно, я не мог не рассказать
о важнейшем историческом факте в жизни Церкви, самого Кирилла, а также и славянского
просвещения. Это была археологическая экспедиция, которую тогдашний Константин
Философ (еще не принявший имя Кирилла) организовал в районе Херсонеса, и в результате которой отыскал, а говоря
церковным языком, обрел святые мощи Климента Римского. Того самого знаменитого
Климента, который был юным учеником и спутником апостола
И это лишь один пример из тогдашней практики, причем, закончившийся относительно благополучно – всего-навсего строгим выговором.
В 2004 году в городе Екатеринбурге был опубликован очень интересный сборник статей под названием «Мальчики и девочки. Реализация социализации». И среди них особенно примечательной мне показалась статья исследователя Безрогова «Бог есть, но я в него не верю». Автор цитирует воспоминания знаменитого поэта Наума Коржавина, родившегося в 1925 году. Наум Коржавин, воспитывавшийся в религиозной семье, рассказывает про то, как в самом начале 1930-х годов его отдали в детский сад, и как в первый же день воспитательница объяснила ему, что верить в Бога – стыдно. Что об этом знают уже все дети. Что в Бога верят только враги советской власти – помещики, а также совсем отсталые малограмотные люди. Придя домой, пятилетний Наум Коржавин начал немедленно проводить антирелигиозную работу в семье. Первым делом он объяснил все про Бога дяде. Но так как доказательств и отсутствия и присутствия Бога привести не мог, то споткнулся о фразу дяди: «А я разве я утверждаю, что Бог есть? Я просто говорю, что я в него верю». И тогда ребенок взял на вооружение противоположный тезис: «Бог есть. Но я в него не верю». Такова была своего рода защитная реакция ребенка против насаждаемого государственной властью атеизма.
Взрослые же люди, в том числе и детские писатели, организовали потаенное, порою, быть может, подсознательное сопротивление государственной идее безбожия. Иначе и быть не могло: даже те, которые порой выступали как атеисты, с молоком матери восприняли веру через семейные традиции, а также – через великую русскую литературу.
И пусть Пушкин в юности, в соответствии с модой тогдашнего времени, допускал молодецкие шалости, типа «Гаврилиады», к тридцати годам он создал немало прекрасных образцов поэзии, проникнутых искренним религиозным чувством. Пусть у Льва Толстого была несколько иная, не во всем схожая с официальным православием вера, но это была подлинная вера, к которой он пришел, пройдя путь многих внутренних терзаний и поисков. И можно сказать, что основная часть писателей первой половины ХХ века так или иначе приняла ощущение Божественного присутствия, именно опосредованно, через великую классику.
И теперь, спустя полтора-два десятилетия, взглянув на их творчество незашоренными глазами, мы можем еще раз в этом убедиться.
«Всю жизнь исповедуя христианство, я был плохим христианином. Конечно, догадаться об этом нетрудно было бы и раньше, но, может быть, впервые я понял это со всей грустной очевидностью лишь в тот день, когда от кого-то услышал или где-то прочел слова Н. Огарева о том, что невысказанные убеждения – не есть убеждения. А ведь я почти весь век свой (исключая годы раннего детства) должен был таить свои взгляды. Впрочем, не знаю, то ли я слово употребил: должен. По Огареву НЕ должен. Знаю только, что так поступать вынужден был не я один, а тысячи и даже тысячи тысяч моих единомышленников и сограждан. Потому что многих из тех, кто НЕ таил, давно уже нет с нами. Не всех этих людей мы знаем, не все они и в будущем будут разысканы (не они, конечно, а могилы их), не все будут названы по имени, но и не названные да святятся до скончания века их великие – все до единого великие – имена!» -- Так начал свою книгу «Верую» один из главных основоположников советской детской литературы Л. Пантелеев. По понятным причинам, эту книгу, написанную в конце жизни, он создавал, скорее для себя, и опубликована она была уже после его кончины.
Исповедь этого замечательного человека, в семнадцать лет написавшего вместе с безвременно погибшим в советской тюрьме Григорием Белых «Республку Шкид», автора одного из лучших детских рассказов ХХ века «Честное слово», тончайшей повести «Новенькая», прелестных «Рассказов о Белочке и Тамарочке», а также многих других ставших уже при жизни хрестоматийных произведений, приоткрывает тайну его творчества и дает нам возможность увидеть в ней новые, потаенные глубины. И тогда становятся понятными откуда взялись те истоки тихой порядочности, взгляда на мир детства с доброй улыбкой, а главное – совестливости, которыми пронизаны произведения Л. Пантелеева.
В начале 1930-х годов Л. Пантелеева
постоянно сопровождали с другим основоположником – с Аркадием
Может удивить и считающаяся самым
значительным гайдаровским произведением повесть «Школа». Повесть,
опубликованная в 1930 году, дает нам абсолютно нетрадиционное для того времени
описание священника. Можно вспомнить, что персонаж священника в советской
литературе тех лет существовал в основном в качестве объекта для осмеяния. В
этом, например, неплохо поупражнялись такие писатели как Ильф и
Можно вспомнить и один из глубочайших, многослойных его рассказов «Голубая чашка», говорящий о достижении путем смирения и доброты друг к другу прекрасной мировой гармонии.
Обратим внимание на третьего
основоположника советской детской литературы – Виталия Валентиновича Бианки.
Для этого вспомним тоже хрестоматийный, написанный им в начале 1920-х годов
рассказ про муравьишку. А заодно вспомним и великого человека ХХ века,
знаменитого музыканта, книга которого о Бахе была в еще до Первой мировой войны
опубликована во многих странах мира, в том числе и России, знаменитого
протестантского миссионера и врача, сознательно посвятившего вторую половину
жизни помощи жителям Центральной Африки, и, наконец, знаменитого философа
нового времени, создавшего этическое учение «Благоговение перед жизнью».
Конечно же это – Альберт Швейцер. Они оба – великий врач, миссионер, философ,
живший в Центральной Африке, и молодой писатель Виталий Бианки, живший в
Я не забуду ту очень важную для меня прогулку вдоль балтийского берега с профессором и одним из крупнейших знатоков истории русской детской литературы, Евгенией Оскаровной Путиловой, когда мы приехали на международную конференцию в Гданьск и имели несколько часов для свободных бесед. Именно она впервые рассказала мне о трагической творческой судьбе казалось бы успешного детского писателя Виталия Бианки. Его сказки, рассказы были проникнуты глубоким философским смыслом, но их постоянно уродовали, оскопляли, стремясь превратить писателя в некоего «природника», а его произведения во вспомогательную литературу.
Это лишь беглый взгляд на трех главных основоположников советской детской литературы, которые, как выяснилось в последнее десятилетие, потаенными способами несли в литературу для детей своего времени веру в Божественное присутствие.
Прошли десятилетия, и уже на закате
советской власти, когда запреты, созданные ею, разваливались один за другим,
представитель другого поколения, один из самых ярких детских писателей второй
половины ХХ века, Радий
В этой повести много неожиданного. Героиня ее -- пожилая крестьянская женщина, которая сама похоронила тело сына, убитого на войне. Только у сына оторвало голову, и головы этой она не смогла найти. Она каждый день приходила к его могиле и разговаривала с ним о самом для нее важном. И вот уже в старости она вдруг получила письмо из Америки от настоящего сына с фотографиями его семьи. То есть, оказывается, что похоронила она вместо сына совсем другого человека, и всю жизнь ходила исповедоваться к чужой могиле, но это еще значит, что где-то есть другая мать,
и она не может найти прах своего дитя. Несчастная женщина, которая на первый взгляд кажется едва ли не помешанной, нашла пристанище у церкви. Но и священник этой открываемой на селе церкви, тоже человек непривычный, -- вместо храмовых икон, которые должны были изображать христианских святых мучеников, он написал портреты местных крестьян-страдальцев, чем вызвал гнев иерарха. Радий Погодин подробно описывает как ощущение потери несчастной женщиной примитивной веры в Бога, так и подлинное ее возвращение к Богу. Эта очень важная для развития современной детской и юношеской литературы повесть была издана в начале 1990-х годов, когда, страна увлеклась совсем иными идеями и поисками иных путей, поэтому, к сожалению, она была едва замечена и недостаточно прочитана. Но, тем не менее, она прекрасно показывает, как первой же возможности потаенная вера в Божественное присутствие мгновенно вырывается на свободу в мир общечеловеческих чувств и мыслей.
В заключение хотелось бы сказать, что это мое сообщение -- лишь одна из попыток взглянуть по-новому на детскую литературу ХХ века, и что сама литература для детей советского периода в лучших ее образцах, нуждается в новом осмыслении и может открыть нам немало потаенных глубин.
Правда, нынешнее ее развитие, когда православие из запретного предмета превратилось в один из ходовых товаров, тоже не может не внушать тревогу, но это уже тема для другого доклада.