о. Александр А. фон Шмидт

священник Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии

декан Библейской теологической семинарии Санкт-Петербурга.

«Религиозные основы образования»

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Вопросы, связанные с образованием, невозможно ставить в интеллектуальном вакууме. Образование как процесс передачи знаний связан с отношениями учитель-ученик. В процессе образования человек познает самого себя, что влияет на его отношение к самому себе. Получив определенные знания, ученик идет эти знания практиковать, что вовлекает его в отношения человек-мир. Образование как социальный институт связан с общественными отношениями, которые формируют и одновременно формируются этим образованием. Однако ещё в 1962 году на национальной конвенции Ассоциации религиозного образования Абрахам Джошуа Хешель сказал: “Learning, study is more than preparation of young people for good citizenship. Study is a form of worship, an act of inner purification[1]. (Heschel, 1972, p. 57). Следовательно, в вопросах не избежать связи Бог-человек.    

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Точки отсчета.

Начать следует с небольшого силлогизма: если образование является добрым делом, а богодухновенное Писание полноценно готовит человека для исполнения добрых дел (2 Тим. 3:16,17), то Священного Писания Ветхого и Нового Заветов вполне достаточно для того, чтобы полноценно подготовиться к процессу образования. Следовательно, первой точкой отсчета следует воспринимать откровение Бога, данное в Св. Писании.

Следующие точки отсчета можно рассмотреть как серию последовательных наиболее глобальных для человечества вопросов. Они располагаются в области метафизики (есть ли Бог? Если да, то каков Он?), выбора приоритетов (почему я выбираю так, а не иначе?), этики (что такое хорошо и что такое плохо?), эпистемологии (вопросы, связанные с процессом познания), а также телеологии (наука о цели).  Каждая из этих областей отвечает за свою составляющую мировоззрения. Сочетание всех пяти задаёт парадигму как существования вообще, так и процесса образования в частности. При этом, конечно же, следует осознавать, что предпосылка богодухновенности Писания будет во многом определять итоговые ответы.

2.2. Возможные подходы к образованию.

На сегодняшний день можно выделить три основные системы: когнитивную теорию (хотя её стоит рассматривать вкупе с теорией обработки информации), бихевиоризм, и образование, построенное на принципах гуманизма (см. Йонт, гл. 7-10). Каждая из этих теорий делает акцент лишь на одном из аспектов человеческой деятельности. Если для последователей бихевиоризма самым важным является изменение поведения, то для сторонников когнитивной теории главное располагается в области мышления, тогда как педагоги-гуманисты во главу угла поставят преобразование отношений.

Нет никаких сомнений в том, что мышление важно. Не познав – невозможно действовать и строить отношения. Действия, оторванные от знаний, также вряд ли принесут добрые плоды. И, безусловно, личностные отношения также не могут быть взяты вне контекста мышления и действия. Любые отношения созидаются посредством познания человека, а также действий, направленных в его сторону. Следовательно, ничто из выше перечисленного не может быть единичным центром образования, взятым в отрыве от прочих двух.

Возможно, что проблема исключительности этих подходов заключается в желании наиболее персонифицированного рассмотрения человека. Если человек – умное животное, то на первый план выходит деятельность мозга. Если же он – рефлектирующий орган совокупной Вселенной, тогда, первостепенным становится его преобразующая деятельность, направленная в русло положительного (эволюционного) преобразования Вселенной. Само же название гуманизм подразумевает центрирование на человеческих отношениях.

      

2.3. Библейская модель философии образования.

Библейская модель философии образования предполагает теоцентрический подход. Если в любом из первых трех случаев в центре рассмотрения находился человек, то Священного Писание рисует нам модель мира, построенную вокруг идеи Бога. Под «Богом» можно понимать то, в чём мы находим своё самоопределение, безопасность и смысл жизни (Колб, стр. 6). Лютер говорит об этом так (БК. I:2,3):

словом “бог” обозначается то, от чего [от кого] мы ожидаем всяческих благ, и в чем [у кого] мы ищем прибежища во всех скорбях, так что выражение: “Иметь Бога” - означает не что иное, как уповать на Него и веровать в Него от всего сердца… Итак, я утверждаю, что то, чему вы отдаете свое сердце, и на что вы возлагаете свое упование, является, по существу, вашим богом. 

Дав такое определение, становится понятным, что все люди – существа религиозные по своей сути. Но Священное Писание Ветхого и Нового Заветов учит опоре не на богов вообще – абстрактную, чуждую человеческим проблемам высшую силу, а на Бога Авраама, Исаака и Иакова [для текстов Ветхого Завета], и Бога Отца, Сына и Святого Духа [для текстов Завета Нового]. Существенная разница между Богом Писания и остальными богами проходит по вопросу поклонения. Например, благодаря открытию и расшифровке табличек, написанных на угаритском языке, мы знаем о поклонении времен завоевания Палестины израильтянами. Они датируются не ранее  XIV века  до Р.Х. В них, в том числе, рассказывается о богине Анат, которая была плодом союза Эля, небесного бога со своей женой Ашерой.  Вот как описывает ее исследователь божеств Палестины Рафаэль Патай (стр. 53):

 

В самом деле, ни одна ближневосточная богиня не была более кровожадной. Ее (Анат – А.Ш.) было легко спровоцировать, и едва она начинала драться, как доходила до неистовства и крушила-убивала всех направо и налево. Очевидно, что ей нравилось драться: она уничтожала народы и Востока и Запада, так что головы летели как снопы, а руки – как саранча. Неудовлетворенная этим, она привязывает отрубленные головы себе за спину, а руки – за пояс, после чего стоит по колено в крови и по пояс среди трупов героев. Вот так она достигает своего: ее печень переполнена смехом, а сердце – радостью.

 

Не  удивительно, что, подражая своей богине, жители Палестины включали в поклонение такой богине жертвоприношения, а также принесение в жертву младенцев. Бога Яхве тоже можно было бы назвать Богом-воителем, однако мы нигде на страницах Священного Писания не находим подобных этим кровожадных описаний Его битв и побед.

Какую же цель ставит перед человечеством Бог, достижению которой способствует образование человека? Писание говорит о том, что «вначале сотворил Бог небеса и землю» (Быт. 1:1). Один из последних сюжетов библейской истории – видение апостолом Иоанном новых небес и новой земли (Откр. 21:1). При этом Писание также говорит о том, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Из этого можно сделать вывод, что человек был задуман Богом как тот, кто будет преобразовывать творение, согласно Его модели (образу). Здесь находит своё отражение триединство Божества. С большой долей допущений можно сказать, что в своём познании или рождении замысла человек уподобляется Богу-Отцу, в своих действиях или воплощении замысла – Богу-Сыну, тогда как составляющая личностных отношений уподобляет человека Духу Святому. Поэтому, когда человек планирует, созидает и находит удовлетворение в содеянном, он раскрывает образ Божий, в согласии с которым он был создан на шестые сутки творения.

Если же есть цель, то должны быть и средства (или методы) для её достижения. В Книге Бытие 1:1,2 сказано о том, что вначале творения земля обладала тремя основными характеристиками: отсутствие формы (безвидна), пустота и темнота. Человек, сотворенный из праха земного (Быт 2:7), наследует ту же модель собственного преобразования. Можно сопоставить формирование человеческой личности с обретением формы землёю, обучение (получение знаний) с наполнением. В заключение всего процесса стоит просвещение – в случае с землей это был свет извне, тогда как человек в результате обретает свет, который идёт изнутри. Сегодня в школе господствует идея о «получении образования». В результате педагоги, родители и, ведомые ими, ученики пытаются перепрыгнуть сразу на вторую ступень, хотя стоило бы начать с формирования личности ученика, и лишь затем к наполнению знаниями, таким образом, преодолевая тьму.     

Все это подводит к следующей серии вопросов, которые необходимо задать для прояснения религиозных основ образования. Если цель – формирование человека для исполнения плана Божьего по преобразованию творения; если человек является носителем образа Божьего, что позволило бы ему следовать этому плану, то каким образом достигается конечная цель в мире, который серьёзно поражен грехом.

Говоря о греховном искажении можно акцентировать своё внимание на поражении природы человека и, таким образом, искажении образа Божьего. Человек становится, как бы, невосприимчив к исполнению воли Божьей. Однако позиция теоцентризма не позволяет говорить о чем-то выходящем за рамки Божьей воли. Ещё один подход находит своё отражение в образе искажения плана Божьего в отношении всего творения. Несмотря на то, что это многократно превосходит понимание человека, с точки зрения Библии можно утверждать, что Бог не смотря не на что достигает Своих целей, и, следовательно, не стоит говорить о грехе, как искажении некоего плана. То, что было нарушено находится по отношению к Богу внизу – в области тварного мира – области обитания созданий. Этот мир, нуждавшийся в дальнейшем преобразовании, мир, частью которого был человек, под действием греха не может находиться в гармонии со Своим Создателем. Этот вывод можно сделать из слов апостола Павла, кода он говорит, что «Бог в Мессии примирил с Собой мир» (2 Кор. 5:19).

Следовательно, процесс образования в грешном мире возможен лишь благодаря тому, что Мессия взял на Себя миссию искупления – возвращения взаимосвязей между Творцом и творением к первоначальному состоянию. Опираясь на этот вывод можно сказать, что состояние мира «во Христе» дает возможность для полноценного образования. Это относится и к отношениям учитель-ученик, и к тому, как образование воспринято в обществе как таковом, а также правильно формирует вертикальные отношения всех составляющих образования со своим Творцом.

                

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование как процесс формирования человека для исполнения божественных установлений по преобразованию мира может найти своё полноценное отражение лишь в теоцентрической системе. Правильно выстроенная вертикаль Творец-творение позволит правильным образом сформировать те взаимосвязи, что созидают мир на горизонтальном уровне. Учитель, осознающий не только греховную составляющую мира, но и искупительную роль Господа Иисуса, формирует своё преподавание отлично от учителя, от которого хотя бы один из аспектов этой дихотомии (грех-искупление) ускользает. Правильное осознание своего места в системе творения позволит в процессе обучения повлиять на ученика так, чтобы это соответственно привело к преобразованию его ума (Рим. 12:1,2), что в свою очередь вызвало бы действия, направленные на формирование богоугодных межличностных отношений. Всё это вместе взятое послужит формированию соответствующего общества, которое со своей стороны поддерживало бы и развивало бы институт образования в должном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (2000). М.: РБО.

Biblia Sacra Utriuque Testamenti editio Hebraica et Graeca (1994). Stuttgart : Deutsche Bibelgesellschaft.

The Greek New Testament According to the Majority Text (1985). Ed. by Hodges Z.C., Farstad A.L. Thomas Nelson Publishers.

 

Генгель К(еннет)., Бенсон У(оррен). (2002). История и философия христианского образования. С-Пб.: «Библия для всех».

Йонт У(ильям) Р. (2001), Созданы, чтобы учиться. Введение в педагогическую психологию для системы христианского образования. С-Пб.: «Библия для всех».  

Козынко А.П. (1996), Становление богословского образования как осуществление духовных чаяний евангельского братства//Путь богопознания. Богословско-публицистический журнал, Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов, вып. 1, стр. 6-16.

Колб Р(оберт). (2000). Христианская вера. Фонд «Лютеранское наследие». World Wide Printing. Duncanville, USA.

Нипков К(арл). Э(рнст). (1995). Ян Каменский сегодня. Религиозно-педагогический аспект кризиса христианства и культуры эпохи модерна. С-Пб.: «Глаголъ». Цикл лекций. Пер. с немецкого.

Мартин Лютер – реформатор, проповедник и педагог//сост. Курило О.В., М.: Изд-во РОУ.

Патай Р(афаэль) (2005). Иудейская богиня, Екатеринбург: У-Фактория.

Пеннер П(етр). (1999). Научите все народы… Миссия богословского образования. С-Пб.: «Библия для всех».

Эллиот М. (1996), Богословское образование в посткоммунистический период: положительные и отрицательные стороны западной помощи \\ Путь богопознания. Богословско-публицистический журнал, Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов, вып. 1, стр. 17-25.  

 

Clark G(ordon). H. (1988). A Christian Philosophy of Education. The Trinity Foundation. P.O. Box 169 Jefferson, Maryland 21755, 2nd revised edition.

Foundation of Christian Scholarship (1979). Essays in the Van Ti Perspective, ed. by Garry North. Ross House Books: P.O. Box 67, Vallecio, CA 95251.

Heschel A(braham) J(oshua) (1972). The Insecurity of Freedom. New York: Schocken Books.

The Journal of Christian Reconstruction (Summer 1977). Symposium on Education. Ed. by Gary North. A Chalcedon Ministry: P.O. Box 158, Vallecito, CA 95251.

Machen J. G(resham) (1987). Education, Christianity and the State, ed. by John W. Robbins, The Trinity Foundation: P.O. Box 169 Jefferson, Maryland 21755.

Rushdoony R(ousas). J(ohn). (1963). The Messianic Character of American Education. Studies in the History of the Philosophy of Education. Ross House Books: Vallecito, CA. Reprinted in 1995.   

 



[1] «Процесс познания, обучение есть нечто большее, чем подготовка молодых людей к добропорядочному поведению в обществе. Обучение – форма поклонения, акт внутреннего очищения» (перевод – А.Ш.).

Hosted by uCoz