Международная научно-практичесткая конференция

«Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образование»

Санкт-Петербург, 16-18 марта 2007 г.

Вальтер Зеннхаузер

Библейские истоки метода Я.А. Коменского

 

Дорогие друзья!

Великий Амос Коменский, как известно, в течение всей своей жизни имел две профессии, два призвания: он был педагогом и, в то же время, пастором. И поэтому, совсем неудивительно, что его педагогический метод имеет свои истоки в библейской традиции во многих отношениях. В моём коротком докладе я хотел бы представить, по крайней мере, один такой аспект. 

Вы прекрасно знаете изречение Коменского: «Omnia sponte fluant, absit violentia rebus». Это значит: В процессе обучения всё должно происходить естественно, спонтанно, без всякого нажима и жёсткого прессинга. Это предполагает такие принципы, как «Учись – делая», или «Позвольте школьнику и студенту экспериментировать самостоятельно», или  «Дайте ученику возможность видеть, слышать, ощущать – используя свои личные способности».

Сейчас я хотел бы кратко показать, что подобный принцип имеет глубокие корни в библейской традиции.

Как известно, Библия это не просто Книга, это удивительное собрание самых различных текстов. Вы найдёте в Библии исторические тексты, генеалогии, стихи, вероучительные тексты и многое другое. Но, большая часть Библии написана в форме рассказа. Библия наполнена историями о различных событиях и повествованиями о жизни самых разных людей. И эти истории служат совсем не для украшения текста. Нет. Истории составляют самое сердце Библии.

Очень часто люди думают, что такие, на первый взгляд простые истории хороши лишь для детей или может быть для стариков, впавших в детство. Они думают, что такие рассказы не слишком серьёзны, скажем, для профессора Академии, который не будет рассказывать какие-то истории своим студентам, его задача – учить, выстраивать аргументацию, вырабатывать понятия. Но – Библия рассказывает нам истории. И наша задача понять – почему это так.

На эту тему мы опять могли бы говорить очень долго, но я хотел бы остановиться на одном моменте.

Истории открыты. Они не поучают, они не проповедуют, они не принуждают нас к чему-то. Наоборот, они приглашают нас слушать и думать, используя наши собственные возможности, наши собственные мысли и чувства. Каждый человек может найти в такой истории что-то своё. И это правильно. Не бывает только одной правды для всех.

Давайте коротко остановимся на двух примерах. Первый – это небольшая история из Ветхого Завета. Когда Авраам отправился в Египет, он очень опасался погибнуть из-за своей красавицы жены Сары. Он думал о том, что фараон непременно пожелает взять Сару себе в жёны, и захочет убить её мужа. Поэтому Авраам заявил всем, что Сара – не жена ему, а сестра. И действительно, фараон забрал Сару к себе в гарем, и брата её Авраама он одарил многочисленными подарками.

Конец этой истории вы прекрасно знаете, но мы должны обратить внимание на то, что вы не найдёте здесь моралистического вывода и поучительного заключения. История просто завершается, и читатель может затем размышлять над ней, делая свои собственные выводы. Один читатель этой библейской истории может сказать о поступке Авраама: Как аморально. Другой скажет: Как умно. В Библии мы не находим оценки этой истории, здесь есть возможность для собственной интерпретации.

Вторым примером нам может послужить тот факт, что Иисус Христос всегда рассказывал людям истории, притчи. В Евангелии от Матфея говорится: «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф 13, 33). И в большинстве случаев без последующих объяснений. Иисус рассказывал историю, а затем просто заканчивал свой рассказ. И слушателю предлагалось самому найти свою собственную правду.

Конечно, вы могли бы возразить, что это опасно. Люди часто понимают неправильно, либо вообще не понимают подобные притчи, и в действительности все мы в чём-то ошибаемся, даже не подозревая об этом. И следовательно, многие христиане считают, что обязательно должен быть какой-то человек, например Папа Римский, или церковный консилиум, которые могут решать, как людям следует понимать Библию.

С Иисусом также случалось подобное, когда его ученики не понимали или неправильно понимали некоторые Его высказывания. Но, несмотря на это, Иисус продолжал рассказывать людям притчи без последующей подсказки. Мы имеем очень небольшое число примеров, когда Он завершал Свой рассказ, разъясняя их смысл слушателям. Обычно Он рассказывал притчу, и затем, образно говоря, «давал ей уйти». Иисус не хотел, чтобы люди просто принимали и с точностью повторяли богословские изречения. Наоборот: Он хотел, чтобы люди имели своё личное понимание притчи, шли своим собственным путём, даже если на этом пути они совершат много ошибок.

В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание на данную картинку. Здесь вы видите противоположный пример: Этому мальчику не дают возможности сделать что-то самому, ему даже не разрешается сделать ошибку. Его папа, возможно, не читал Библию, и, наверняка, никогда не слышал о Коменском.

Тот факт, что Библия полна историй и что Иисус всегда рассказывал истории – этот факт является выражением и осуществлением глубоко демократичного и освобождающего принципа. Он гласит: Каждый ребёнок, как и любой взрослый человек, должен иметь возможность своего собственного опыта и пути. И здесь мы видим один из библейских истоков педагогического метода Коменского: Позвольте каждому иметь свой собственный личный опыт.

Конечно, всё, что я мог сказать сейчас, это только один аспект нащей темы. И нам следует много добавить и обсудить внимательно. Например, это было бы ошибкой думать, что данный педагогический принцип подразумевает, что учитель вообще не нужен. Это не так. Если мы вовлечены в процесс обучения, нам нужен хороший учитель как помощник и вдохновитель. И не следует забывать, что во время учёбы нам часто просто приходится верить тому, что говорит учитель, потому что мы не можем проверить и испытать всё сами. Но иногда, от случая к случаю, необходимо, чтобы школьники и студенты делали что-то, используя свои глаза, уши, руки и мозг. И это является задачей учителя – хоть иногда давать им возможности для собственных исследований.

Я должен вскоре завершить своё выступление, но прежде я хотел бы привести вам три маленьких примера, показывающих как в наше время мы могли бы следовать педагогическому методу Коменского, методу, который имеет глубокие библейские корни. Я мог бы взять эти примеры из религиозного образования, из языковых курсов, из искусства и так далее, и все они были бы очень интересны. Но я приведу примеры из геометрии и физики, которые прекрасно подчёркивают этот демократичный и освобождающий принцип: «Дайте им сделать что-то своими собственными руками, используя свой ум и сообразительность».

Сначала представьте себе учеников четвёртого класса, которые слышат от учителя, что сумма углов в треугольнике составляет развёрнутый угол 180 градусов. Они слышат это, возможно, они верят этому, но они ничего не поймут, у них не будет никаких представлений и ощущений в связи с этим. Итак, следуя Коменскому, позвольте каждому ученику сначала что-то сделать, дайте каждому ученику возможность поиграть и поэксперимен-тировать. Здесь только один пример.  (Докладчик показывает такую «игру» для учеников.)

Теперь представьте класс подростков, которые слышат от своего учителя об электричестве и о том, что благодаря электричеству мы имеем теперь много видов моторов. И учитель показывает им какой-нибудь мотор. Подростки могут включать и выключать его, но они не поймут ничего по существу вопроса, они не почувствуют ничего. Всё, что они увидят – это только некий «чёрный ящик». (Докладчик показывает такой мотор.) Но всё полностью меняется, если учитель говорит: «Каждый из вас сейчас будет конструировать настоящий маленький электромотор. Я буду вам помогать, но вы должны сделать его сами». Для того, чтобы сделать такой мотор, понадобится несколько часов, но это будет огромный опыт. Я покажу вам сейчас результат подобных усилий.  (Докладчик показывает маленький мотор, сделан одной девушкой, который действительно работает, хотя, конечно, он весьма далёк от совершенства.)

И, наконец, третий пример, представьте группу студентов университета, которые слушают лекцию об атомах. Если профессор просто читает лекцию, студенты, конечно, будут записывать и заучивать это, но они будут делать это как послушные овцы, без всякого личного участия. Итак, следуя Коменскому, дадим им индивидуальное задание. Например: «Попробуйте найти верное доказательство, что такие мельчайшие невидимые вещи как атомы действительно существуют. И попробуйте установить, какого они размера. Но вы не должны использовать никакие инструменты, только ваши глаза и ваш мозг». Дайте студентам на выполнение этого задание месяц или два, и собирайте результаты и обсуждайте их. Затем вы также можете рассказать им, как замечательно 2000 лет назад римский писатель Лукреций решил эту проблему. (См. Lucrez, De natura, I 310-321)

Дорогие друзья, я хотел бы подчеркнуть, что в таких играх, задачах и экспериментах школьники и студенты будут приобретать свой персональный опыт, и это именно то, о чём говорил великий педагог Амос Коменский и что является фундаментальным принципом библейской традиции.

 

Hosted by uCoz