Т.Л. Мороз., гимназия «Петершуле»

 

Опыт работы кафедры музыкального воспитания

в школе с углублённым изучением иностранных языков

 

 

Современная музыкальная педагогика предлагает  большой выбор разнообразных методик преподавания. Главной  из основополагающих тенденций является не только обучение детей знаниям и навыкам, но и формирование у каждого ребенка общеэстетической и музыкально-творческой культуры.

Система эстетического воспитания  представляет собой многоструктурное  образование, не ограничивающееся одним процессом. Необходимо  включить в этот процесс различные  варианты детского музыкального творчества: хор, камерно-ансамблевое, инструментальное музицирование, музыкально-театральное творчество, изостудии.

В  таком контексте  музыкально-педагогическая практика  получит прекрасные результаты, так как дети смогут применить свои знания и навыки в освоении других учебных дисциплин.

В настоящее время  большое внимание  в образовании уделяется изучению иностранных      языков, которые являются  могучим средством  интернационального общения, дают возможность  получения в первоисточнике качественно новой информации.

В основе организации учебно-педагогического процесса музыкального отдела лежит задача реализации комплексного обучения, когда музыкальное воспитание детей  открывает значительные  и интересные методы и формы работы, такие  например, как  песенно-лингвистический метод изучения  иностранного языка, метод целостного  восприятия различных видов искусства: музыка и рисование,  музыка и театр.

С учащимися гимназии 1 час в неделю проводятся занятия по освоению немецкого языка с музыкой. При помощи музыки, особенно знакомых мелодий, дети изучают разнообразные языковые  структуры, идиоматические  выражения, фонетику и грамматические правила немецкого языка. Одновременно на  этих занятиях дети  знакомятся с немецкой музыкальной классикой и немецким фольклором. Занятия проводятся по учебному пособию «Die Musik ist da», к которому прилагаются 2 CD-диска с озвученным материалом пособия. Учебное пособие создано на основе  многолетнего опыта работы  педагогами музыкального отдела и  кафедры иностранных языков. В 2007 году пособие было представлено на ХХ Московской международной выставке-ярмарке. Сегодня  данное  учебно-методическое пособие  используется многими учебными заведениями с углубленным изучением немецкого языка, и учебными заведениями с гуманитарной направленностью в Санкт-Петербурге  и Москве. Наработанный материал на уроках по освоению немецкого языка и музыки  постоянно используется  в школьных праздниках и городских мероприятиях, например, таких как Региональный фестиваль музыкальной сказки на немецком языке, городской праздник Иностранных языков, музыкальные конкурсы и фестивали.

На уроке музыки - это второй час в неделю,  учащиеся овладевают  начальными знаниями по нотной грамоте, знакомятся с песенном репертуаром русских, немецких, англоязычных композиторов и с их творчеством.  Педагогами  музыкального отделения  создано учебно-методическое пособие «Музыкальный букварь  для детей и родителей», который содержит  необходимую  информацию  при изучении начал  музыкальной грамоты  в гимназии.

На основании опыта  преподавания музыкального отдела выработана концепция  и программа музыкального воспитания в немецкой  гимназии «Петершуле». Результаты работы  достаточно интересны,  так как  в настоящее время  в  гимназии  организованы и успешно  работают следующие  детские творческие коллективы:

  1. Хоровой класс;
  2. Оркестр орфовских музыкальных инструментов;
  3. Класс блок-флейты;
  4. Фольклорный ансамбль «Колокольчик»;
  5. Театральная студия;
  6. Изостудия.

 

Эти   творческие коллективы принимают  активное  участие в жизни школы, района, города, региона и даже на международных площадках. В коллективах сложились очень добрые и теплые отношении между  детьми, заметны их успехи в творчестве и большое желание  совершенствоваться дальше. А знание  иностранного языка открывает огромные возможности в общении  со  своими сверстниками  других стран,  столь необходимой в наше время толерантности, желание  изучать музыкальную культуру, народный фольклор.

     На протяжении многих лет в гимназии существуют факультативы:

  1. «История немецкой музыкальной культуры»
  2. «Музыкально-архитектурный Петербург»
  3. «Пушкин и музыка»
  4. «Музыкальный Павловск»
  5. «Волшебные звуки Рождества»
  6. «Поклонимся великим тем годам»
  7. «Духовная музыка»

 

             Как результат дети на практике  успешно применяют и развивают полученные знания и навыки.  Создают и организовывают собственные мероприятия, как  на классном уровне, так и  на общешкольном, с удовольствием  импровизируют и сочиняют свои  первые опусы,  создают  прекрасные  музыкальные  композиции, пользуясь современными компьютерными технологиями, мультипликационные фильмы, всевозможные презентации.

А самое главное с удовольствием музицируют и дарят свое творчество  окружающему миру, что позволяет  нам педагогам  увидеть этот  важный итог работы   кафедры  эстетического воспитания и  конкретно музыкального  отдела. В настоящее время  педагогический коллектив  кафедры    накопил   огромный опыт, создал  интересные методики и формы работы по музыкальному воспитанию. Записаны  интересные CD-диски:

  1. «Рождественские  немецкие народные песни»;
  2. «Детские  руские  народные песни на  немецком языке  в сопровождении «Терем  квартета»».

 

Последний проект особенно интересен тем, что  диски  отправлены  во многие города Германии  детям и  получено много интересных отзывов  и от детей и от взрослых, со словами благодарности  за предоставленную возможность познакомиться  с  русскими народными песнями  и прекрасной  аранжировкой и исполнением знаменитого и очень  полюбившегося  «Петербургского  Терем квартета». Это, на наш взгляд, важный итог принятой организации учебно-педагогического процесса.

 

 


Краткие практические методы обучения на уроках музыки

 

 

1.Воспитание музыкального восприятия (слушание музыки)

 

   Слуховой анализ на уроке музыки является одной из основных форм работы над развитием музыкального слуха.

   Осознание учащегося начинается с восприятия. Поэтому необходимо,  прежде всего,  научить  его  слушать музыку.

   Именно  музыкальное восприятие создает слуховую базу  для изучения  разнообразных музыкальных произведений и явлений, накапливает внутренние слуховые  представления, развивает музыкальную память  и мышление.

  Воспитание музыкального восприятия должно  идти в двух направлениях:

·        анализ отдельных элементов музыкальной фактуры;

·        анализ целого музыкального произведения (части, фрагмента);

 

  Очень важно сочетать  анализ музыкальных упражнений с анализом  музыкальных произведений,  одновременно знакомя  учащихся с автором, возможно даже с краткой справкой о его творчестве и времени, в котором он  жил.

 

Цели и задачи:

 

Необходимо  отметить общие принципы  подачи  учебного материала на уроках: все начинается с восприятия музыки, и, где возможно,  усвоения ее на слух; далее включается практическое  освоение  в виде  подражания и простейшие импровизации, в самом конце – частичное обращение к записи, элементарному  теоретическому осмыслению. Все  теоретические сведения  преподносятся  детям в виде занимательных образов и рассказов.

 

 

 


Работа с музыкальными инструментами

 

 

Работа с  орфовскими музыкальными инструментами на уроках музыки.

 

Первое знакомство с музыкальными инструментами происходит через игры :

 

 

Следующий этап-это размещение  оркестра (посадка):

 

 

И,  наконец, первоначальные  навыки  игры на  орфовских музыкальных  инструментах.

 

Главная задача: научить дифференцировать каждый звук музыкального  инструмента , опять же через игры :

 

Постепенно  в работе с музыкальными инструментами организуется  метроритмическое мышление  у детей  через  методическое и  ритмическое  разнообразие. В процессе работы  происходит воспитание ладоинтонационного слуха, руки, вкуса, ритма.

Включение игры «Играем по партитуре» - это уже следующий этап  работы с музыкальными инструментами. На доске  записана партитура, в которой указана  партия каждого участвующего в процессе  игры инструмента. Партия записана длительностями определенной ритмической группы, как правило,  Ostinato.  Протяженность каждого построения показывает  ведущий-дирижер. Несложные  партитуры затем дети придумывают и записывают сами. Например: «Мозаика из  тремол», «Игра  в РОНДО с солистами». Обозначение  каждого инструмента  в партитуре записывается условно (лучше в цвете).

Постепенно  происходит переход к настоящим   аранжировкам русских и немецких  народных песен.

Желающие дети  приходят заниматься факультативно и с большим успехом выступают  на традиционных школьных праздниках, даже на городских музыкальных  праздниках.

Полезным и  интересным  видом работы является игра на музыкальных инструментах. Дети придумывают   очень  смелые творческие  аккомпанементы для  песенного материала, звуковые и чисто ритмические  композиции. На уроке игра на инструментах – это  своего рода поощрение за хорошую работу.

Лучшие  творческие задания  используются  в качестве  учебного материала на уроке и  исполняются на  традиционных школьных праздниках.

Так же смело, ребята берутся за сочинение  и исполнение  частушек, песенок, музыкальных сопровождений.

Иначе говоря, формы  развития музыкального творчества, разнообразны, и  очень важно  создать на уроке творческую обстановку и наработать  определенные навыки, которые позволяют  детям  не потерять интерес  к постоянному творчеству.

           

 

 

Воспитание творческих навыков

 

Воспитание творческих навыков - неотъемлемый элемент каждого урока, так  как  ребенок  раскрепощается психологически, становятся смелее при выполнении практических  музыкальных заданий, учатся принимать  быстрые решения, аналитически мыслить.

Творческие упражнения активизируют слуховое  внимание, воспитывают вкус, наблюдательность, и, конечно тренируют различные стороны  музыкального слуха - ладо-интонационного, гармонического, чувства метроритма, музыкальную память, чувство формы.

Интересными формами развития  творческих  навыков  является импровизация и сочинение. Безусловно, это своеобразные упражнения  на первом этапе,  подготавливающие  определенную базу для решения  более сложных задач  на последующих этапах.

Эти упражнения  сначала придумывает педагог: импровизация приветствия, импровизация начала и  окончания мелодии. Импровизация дается  вокально или на музыкальном инструменте на заданную ритмическую  формулу. А затем, по мере  приобретения определенного навыка, учащиеся придумывают  упражнения  для импровизации самостоятельно.

Сочинение – это форма работы интересна детям, они всегда с большим  желанием берутся за эту работу. Первый этап – короткие  мелодии в определенном  регистре на заданный ритм, а затем и мелодии в доступных для них жанрах: песни, марша  и танца.

Полезным и интересным видом работы является  игра на орфовских музыкальных инструментах.  Дети придумывают интересные аккомпанементы для песенного материала, звуковые и чисто ритмические  композиции.  На уроке игра на орфовских музыкальных инструментах - это своего рода поощрение  детей за хорошую работу.

Творческие задания могут выполняться детьми, как на уроке, так и дома. 

 

 

 


Формы внеклассной работы по  воспитанию  музыкального восприятия

 

 

Так же как на уроках музыки (в сетке часов) не достаточно времени для воспитания полноценного музыкального восприятия, в гимназии для  учащихся организован цикл бесед о музыке «Музыкальная  шкатулка» (как форма внеклассной работы).

Такие лекции- беседы проводятся в каждом классе  (начальная ступень обучения) один раз в месяц.

 

Темы цикла «Музыкальной  шкатулки»:

 

Приведенные темы  проводятся   факультативно для младшей школы.

 

 

 

 

Уроки рисования  и музыка.

 

Особенностью курса является тесная связь уроков  рисования с уроками музыки. Учащиеся постигают  предмет и задачи каждой области искусства на основе их взаимосвязи. Центром внимания предметов музыки и рисования является художественное восприятие учащегося с его эмоциональным переживанием и мышлением.

 

Кроме чисто предметных целей урока рисования, а именно:

 

Ставятся и задачи по  обобщению предметов (музыки  и рисования), объединяя тематику уроков по основным понятиям:

 

Формы работы на уроках рисования

 

1.Цветное изображение музыки

 

Цель:    обратить внимание на связь  цвета и линий средствами музыкальной выразительности

 

2. Графическое изображение музыки с фонозаписью:

 

 


Практика применения музыкально-лингвистического метода изучения иностранного языка.

 

В течение столетий  важная информация была  увековечена  и передавалась последующим поколениям через песни и поэзию. И действительно, любая информация доходит быстрее остается в памяти на более долгий срок, если она сопровождается музыкой. Язык музыки универсален. При помощи музыки, особенно знакомых мелодий, можно способствовать изучению без особых усилий разнообразных языковых структур, идиоматических выражений и грамматических правил незнакомого языка.

Переход от пения к разговорной речи – естественный процесс, который ещё более активизируется путём использования музыкальных стихов и голосовых интонаций (что важно при изучении немецкого языка, интонационный строй которого резко отличается от русского языка).

Песенно-лингвиситческий метод уже успешно используется в ряде школ Европы, Японии и Америки.

 

Практические методы   песенно-лингвистического метода:

 

  1. Развитие гибкости речевого аппарата с помощью вокально-интонационных попевок, формирование умений и навыков правильного  интонирования
  2. Развитие ритмическо-языковых навыков, приемов извлечения звуков (характерный  например для немецкой речи штрих - стакатто)
  3. Формирование фонематического слуха ребенка путем аудирования
  4. Вопитание творческих навыков при работе  над языком
  5. Использование орфовских музыкальных инструментов в развитии ритмических навыков в разговорной  речи.

 

Hosted by uCoz