Голутвина Л.С.

Нравственные ресурсы педагогики

                                                                                     «… каковы мы – так и учим и воспитываем детей.                                                                                                                   

                                                                         Школа – это, скорее всего, симптом, показатель  нашего                                                                          

                                                                         внутреннего «я». Это пульс, который бъется тревожно,

                                                                        и мы его ясно нащупываем, когда  болезнь схоронена ещё

                                                                        глубоко внутри организма…».

                                                                                                                                                      В.В. Розанов

 

 

   Духовное состояние интеллигенции, подвизающейся в области педагогики, определяет состояние образования. В начале хх века философ и теолог С.Н. Булгаков писал: «Известно, что нет интеллигенции более атеистической, чем русская. Атеизм есть общая вера…. Традиционный атеизм русской интеллигенции сделался как бы само собою разумеющеюся её особенностью… признаком хорошего тона… Этим пропитана насквозь, до  дна, скудная интеллигентская культура… Поразительно невежество нашей интеллигенции в вопросах религии. Я говорю это не для обвинения… это диагноз её духовного состояния». И сегодняшний мир почти  не знает области духовного, т.к. область духовного неразрывно связана с религией. Большинство людей духовное отождествили с искусством, хотя известно, что искусство, культура – это лишь проявление вовне того, что является подлинно духовным. С.Н. Булгаков призывал русскую интеллигенцию к покаянию, возвращению её в лоно христианства.

   Сейчас наступает это время покаяния, время возвращения.…Наблюдается позитивная тенденция в деятельности педагогических университетов и институтов Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Великого Новгорода, Ярославля и других городов. Высшие педагогические заведения начинают решать вопросы подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания.     Возникновение этой тенденции весьма своевременно. Педагогика должна противостоять СМИ и ТV, обрушивающих на наших детей лавину информационного «мусора», негативной информации, развращающей их духовно и физически. У молодёжи сейчас формируется т.н. психологический иммунодефицит, т.е. неспособность различать добро и зло.

    Наша цивилизация находится во внушающем опасение состоянии. Экологические катастрофы, военные конфликты, наркомания, преступность, эпидемии, терроризм, экономические кризисы…. Люди живут в состоянии страха и неуверенности. Человек реально стоит перед угрозой самоуничтожения. Отсутствие системы нравственных ценностей – это и есть наше настоящее, и потому так важно развивать отечественные педагогические традиции в области духовно-нравственного воспитания детей. Сегодня главная задача каждого индивидуума - осознать не только свою возрастную, половую или социальную принадлежность, но человеческое предназначение, свою истинную, внутреннюю духовную сущность. Такое осознание позволит человеку избежать разрушительного для него поведения. Это самое важное знание в жизни. И мы должны дать его детям. Если они не получат это знание, они не будут счастливы.

К.Д. Ушинский, без опоры, на творческое наследие которого немыслимо развитие современной педагогической мысли, утверждал: «…для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая, безголовый урод…, деятельность без цели и без результата впереди». И далее: «Нет, и не может быть педагогики без христианства в России. Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении и воспитанию остаётся только, прежде всего и в основу  всего,  вкоренить истины христианства». В его работах подчёркивается необходимость приоритета нравственного воспитания над интеллектуальным развитием: «… если ваш воспитанник много знает, отлично себя ведёт, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному, вы не достигли цели воспитания». И это понятно: самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью.

    Ян Амос Коменский также настаивал на приоритете нравственного воспитания: «… если мы хотим иметь надлежащим образом упорядоченные и цветущие государства… мы должны упорядочить и привести в цветущее состояние школы». Он говорил о том, что «человек должен быть приведён к самым великим целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ Которого он носит»… То же утверждал Н. Бердяев: «Христианство – это вера не только в Бога, но и в человека, в возможность раскрытия Божественного в человеке».

    О своём внутреннем, духовном устроении задумывался уже ветхозаветный Иов. Он вопрошал: »Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?» (Иов 6:13). Создатель через пророка даёт ответ на этот вопрос: «Господь Бог твой среди тебя» (Софония 3:17). Царь Давид восклицает: «Господь твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс 72:26).    Иисус Христос указывает: «… Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Ап. Павел говорит  «о жизни Иисусовой в нашем теле» (2Кор 4:10). Мы находим Создателя во внутреннем мире человека, самого драгоценного творения во вселенной.  О том, что для общения с Богом необходимо устремление внутрь себя знали уже во времена Ветхого Завета. Царь Соломон просит за свой народ: «И когда они в земле, в которую будут пленены, войдут в себя…и обратятся к Тебе всем сердцем, тогда услышь молитву их… и прости народу моему» (3.Цар. 8:47-49). Знал об этом и царь Давид: »Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102:1). Знали и пророки:   «… духом я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра».( Ис. 26:9).  «Вложу внутрь вас дух Мой» (Иезек.26:27). Человек, теряющий контакт с собственной глубиной, содержанием этой глубины, т.е. с Богом (а соответственно с тем, что вечно, прекрасно, истинно) уподобляется, по выражению Феофана Затворника, древесной стружке, свернувшейся вокруг собственной пустоты.

    Антоний Сурожский говорит, что когда человек имеет контакт с собственной глубиной, с Истиной, он действует, живёт изнутри себя, из Божественного присутствия. И он может установиться так, что уже никакие внешние обстоятельства  не выведут его изнутри. Человек может и читать, и общаться из этой глубины, откуда бьёт ключ Жизни. Акафист «Слава Богу, за всё» гласит: «Снаружи непогода, ужас, мрак и завывание ветра, а внутри у тебя тепло, светло. Там Христос. И сердце поёт Аллилуйя»! В таком сердце поселяется радость внутренняя, радость тайная, известная тому, кого она коснулась. Коменский призывает: «Воротись в дом сердца своего и затвори за собой двери».  Бл. Августин учит: «Вернись в себя самого, ибо истина живёт во внутреннем человеке…. Стремись туда, откуда возжигается самый свет разума». Христианский писатель К. Льюис пишет: «В каждом есть полость, келия сердца, куда войдёт только Бог».

     Бл. Августин, первый из христиан создавший глубоко продуманную систему воспитания, говорил, что ребёнок учится не столько от конкретного учителя, сколько благодаря интуитивному озарению от внутреннего Учителя, от вечной, внутренним образом учащей Истины. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф 23:8). «Самих себя исследывайте! Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор 13:5). Если я мыслю, чувствую, действую не в гармонии с Ним, Истиной, внутренним Учителем, то я попросту трачу время, будь я педагог, учёный, рабочий или музыкант – неважно, какого рода моя активность. Человек, обладая свободной волей, либо отклоняет истину, либо принимает её. Если он её приемлет, то невероятно вырастает духовно, поскольку устанавливает связь с Вечным. «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою» (Пс. 39:5).

Человек же, отдалившийся от Истины, от Иисуса Христа («Я есть  путь,  истина и жизнь» Ин. 14:4) – полная посредственность, ограниченность, т.к. без присутствия Божия он отождествляет истину с деньгами, сексом или социальным положением. Итак, пропасть, существующая между религиозной и психосоциальной культурой, искусственна, т.к. мы создали ошибочную идею о том, что называем религиозным. Человек привык считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путём, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте. Некоторые индивиды, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Религия есть нечто существующее в человеке, а не что-то социальное.

Мы соединены с Богом в самой своей сущности, поскольку не можем существовать иначе. Мы чувствуем себя прекрасно, когда приемлем эту ситуацию, потому что тогда мы находимся  в своей стихии, прильнув к Божественной груди. Но, когда мы отвергаем эту ситуацию, мы впадаем в отчаяние, поскольку пытаемся оборвать связь с Жизнью путём отказа быть такими, каковы на самом деле, игнорируя саму нашу внутреннюю структуру. Мы можем говорить о религиозности как  об элементе внутреннего мира каждого индивидуума. Религиозность есть осознание того, что чем более мы позволяем Создателю являть Себя в нас, тем более мы позволяем Его величию пронизывать нас, участвуя в Его бесконечной красоте, добродетели, истине: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галл. 2:20).

Слово «вера» (fidelio – верность) означает верность Христу и всему, что в Нем – истине, любви, доброте, красоте. «Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его» (3.Цар. 8:61).  Слово религияre-ligate – переводится, как вновь связать. Быть религиозным – означает вновь связать себя с Богом и воссоединиться с основным элементом личности – ЛЮБОВЬЮ. Жизнь вечная – это знание, знание как соединение. Жизнь не в нас, а в Боге. «Придите ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 1:40). Спасение – это пришествие Бога в душе, наконец, познанное человеком. Душа, помнящая и любящая только себя, становится душой, помнящей о Боге, размышляющей о Нем и любящей Его.

     Итак, если взглянуть на педагогику с позиции нравственных ресурсов, то мы обнаружим, что учебный процесс может получить совсем другое основание, другую широту  и глубину. Становление самого педагога, внутреннее высвобождение в  себе резервов нравственной красоты позволяет и ребенка повести за собой в эту сферу сокровенной глубины, той тайны жизни, в которой реально возможна встреча.

 

Цитированная и использованная литература

 

Библия. Изд. Моск. Патриархии, 1956-1968гг.

Розанов В.В.  Сумерки просвещения. – М., 1990

Булгаков С.Н.  Героизм и подвижничество. Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции. Из кн. Вехи. Интеллигенция в России. Сб.ст. 1909 – 1991

Бердяев Н.А. Самопознание. – Париж. 1949

Бердяев Н.А.  О рабстве и свободе человека. М. 1995.

Ян Амос Коменский. Лабиринт света и рай сердца. М.2000

Вл. Соловьёв. Избранное. СПб, 1994

Сб. Мысли о православной педагогике. М., 1994

Митрополит Антоний Сурожский. Во Имя Отца и Сына Святого Духа. Проповеди. – М., 1994

Митрополит Антоний Сурожский, Проповеди и беседы.- М., 1991

 

 

Hosted by uCoz