Олег Воскресенский

Преподавание  семинара на тему разумного, научно-исторического основания христианской веры как один из элементов духовно-нравственного воспитания

Одним из важнейших вопросов воспитания учащихся и привития им навыков высокой духовно-нравственной культуры является осознание в их сознании тех оснований, на которых  эти морально-этические ценности зиждутся. Несмотря на разность подходов, избранных  в настоящее время российской и украинской системами образования в ознакомлении учащихся с христианским вероучением и его системой ценностей, обеим им пришлось столкнуться на практике с одним и тем же вопросом, звучащим из уст, как учащихся, так и их родителей (а подчас, и самих педагогов!): «А на каком основании нам предлагается принять именно эту, согласимся, внутренне гармоничную, духовно-нравственную парадигму, в отличие, скажем, от мусульманской или буддистской?».  К сожалению, ни преподаваемые  сегодня в российских  школах курсы  «Истории религии» и «Основ православной культуры» (культурологический, эстетический подходы), ни «Христианская этика» (этический подход на Украине), похоже, не разработали ещё в необходимой полноте и глубине ответа на этот важнейший вопрос.

Очень возможно, что вопрос об источниках и основаниях не стоял и не поднимался так остро, как теперь, в силу вполне понятных причин. Мы привыкли за последние десятилетия к мысли о том, что в наш «век информации» основой всякого положительного изменения в жизни и поведении людей является знание. Открывшиеся в начале 90-х годов каналы информации, научных данных и опыта других культур и традиций утвердили многих из нас в убеждении о том, что, стоит лишь ознакомить молодых людей с тем богатством, которое накопило, испытало, бережно сохранило и передало нам, например, христианское вероучение, как они с радостью и готовностью воспримут его в качестве высшей ценности и руководства всей своей жизни. 

На чём зиждется то или иное религиозное вероучение с его системой этических оценок,  эстетических идеалов, поведенческих норм и т.д.? Ответы, предлагаемые многими курсами и программами духовно-нравственного содержания, увы, оставляют желать лучшего, не удовлетворяя тем критериям, которые постулирует сама же образовательная система в качестве надёжных и достойных нашего доверия, т.е., достоверных. Такие, например, аргументы, положенные, в основу системы нравственных ценностей, как «наследие наших предков», «многовековая традиция», «общепринятое мнение» или, наоборот, «доселе неизвестные или тщательно скрываемые (кем-то) факты», чаще вызывают у современного молодого человека ещё более недоверия и сопротивления этим ценностям, чем даже их силовое насаждение (от доминирующей и авторитарной роли учителя в школе ещё не все успели отвыкнуть). С другой стороны, приглашение учащихся к пытливому проникновению в самые основания того вероучения, на котором покоится и из которого естественно исходит следование, например, данным нравственным нормам или эстетическим требованиям, чревато для самого преподавателя опасностью неполного или даже неверного представления этого вероисповедания.

Понятно, что различные религиозно-нравственные системы и вероучения предложат свои основания и свою внутреннюю логику, удовлетворяющую запросам и требованиям их собственных адептов. При этом важно, чтобы они были представлены ясно, ярко, доступно, непротиворечиво и с учётом возрастных, культурных, этнических, социальных и других особенностей конкретной слушательской аудитории, которая могла бы, полагаясь на них, сделать свой нравственный и духовный выбор ответственно и осведомлённо. Современный педагог, следовательно, должен быть вооружён такими материалами, программами и методиками, которые предоставляли бы ему возможность объективно и компетентно представить учащимся каждую из этих вероисповедальных школ и традиций. Понятно, что не каждой из них, в объёме и контексте учебного года учитель сможет уделить равное место, но основным, представленным в данном регионе или в данном классе, вероучениям он должен уделить достойное время и внимание, представив остальные лишь обзорно.

В свете сказанного, семинар «Разумные и научно-исторические основания христианской веры», разработанный автором и предлагаемый в настоящее время педагогам-гуманитариям старших классов  общеобразовательных школ, представляется одним из серии материалов, подготавливаемых Российской Академией Образования. Как следует из его названия, он посвящён рассмотрению лишь одного, а именно, разумного, аспекта веры христиан.  Нисколько не отрицая и не умаляя других оснований христианской веры (личных, богословских, мистических, святоотеческих, историко-культурных и т.д.), разумному основанию в данном случае отдаётся предпочтение вследствие того, что в образовательном и воспитательном контексте школы именно логическому мышлению и научному знанию уделяется наибольшее внимание. Следовательно, именно такого рода аргументация и внутренняя логика учащимся наиболее знакома, понятна и привычна. Материал семинара расширяет их представление об истории, включая в неё те сведения о событиях, исторических лицах и документах, которые, в свою очередь, помогают им глубже и полнее понять и усвоить материалы других дисциплин, как гуманитарных, так и естественнонаучных. Семинар предлагает слушателям более обобщённое представление о картине мира и роли конкретной личности на философском и мировоззренческом уровне, конечно, в пределах общего возрастного развития и духовной зрелости аудитории. Знакомство с основанием, на котором зиждется вера, позволяет молодому человеку совершать моральный выбор в отношении ежедневных задач и вызовов с большей уверенностью и ответственностью, уничтожая тот разрыв, который подчас невольно создаётся в представлении людей между высоким и «неотмирным» духовным содержанием их жизни и той низкой обыденной реальностью, в которой им приходится жить «на самом деле». Многочисленные свидетельства о том, что эти две реальности неразрывны, составляет основной пафос семинара.

Материалы семинара «Разумное обоснование христианской веры»  основаны  на научном опыте и духовном пути учёных, пришедших к вере в Бога и утвердившихся в ней, исследуя научные факты и исторические свидетельства об Иисусе Христе.    Цель семинара – познакомить слушателей с существующими сегодня научно- историческими, археологическими  фактами, позволяющими говорить о разумном основании христианской веры.

Исходной точкой семинара является представление о том, что, конечно, доказывать бытие Божие подобно теореме Пифагора невозможно и бессмысленно, но, с другой стороны, совершать свой жизненный выбор, посвящая себя Богу или отвергая Его, не потрудившись даже ознакомиться с накопленным наукой знанием о Нём – ещё более неразумно и неосмотрительно. На сам  вопрос о необходимости поиска и обретения разумного основания веры единого ответа нет и быть не может: в то время, как одним людям, воспитанным в одной культурной и духовной традиции, он представляется абсолютно необходимым и даже неизбежным, другим он, наоборот, кажется излишним и даже вредным. Однако опыт чтения семинара в самых различных аудиториях позволяет утверждать, что он оказывается в равной степени полезным, интересным и приемлемым  для людей, относящихся к разным традициям, культурам и поколениям.

Структурно семинар подразделяется на две части. После краткого введения, посвящённого философско-историческому обоснованию избранной темы и направления исследования, первая его часть посвящена знакомству с теми историческими, историографическими и археологическими свидетельствами достоверности новозаветного текста, которые имеются в распоряжении современной науки, и отвечает на следующую серию вопросов: Если Бог есть, то должны же существовать исторические свидетельства Его бытия? И если Иисус Христос действительно – воплотившийся в человека Сын Божий, то должны сохраниться достоверные свидетельства Его пребывания на земле? Существуют ли научно-исторические свидетельства достоверности Библии, положительные научные свидетельства достоверности Евангельской истории? Не поздняя ли это подделка, как утверждают вот уже два с лишним века некоторые философы и мыслители, весьма скептически настроенные в отношении Священного Писания? Не опровергают ли последние археологические находки самих основ Евангельского учения? Имеется ли у нас достаточно оснований, чтобы полагать библейские рукописи исторически достоверным, т.е., достойным нашего доверия, документом? Вторая часть семинара посвящена вопросам логичности христианской веры и ее разумных оснований. В ней  рассматриваются  возможности  разумного основания веры и предполагаются ответы на следующие вопросы: Может ли вера быть разумной? Есть ли место вере в наш век просвещения и положительного научного знания? Какова роль логики и разума в обретении веры в Бога? Каковы распространённые стереотипические представления о вере? Каковы основные библейские принципы веры и препятствия на пути к ней?  В заключение каждого раздела и частей семинара  предлагаются вопросы и варианты ответов на них для закрепления, обобщения и систематизации материала.

Участники семинара вовлекаются в живой, откровенный разговор и рассуждение о важнейших жизненных вопросах, рано или поздно встающих перед каждым человеком: Зачем я живу на этом свете? В чём предназначение моей жизни? В поисках смысла своей жизни в вере в незримого, неосязаемого и непостижимого разумом Бога, не принимаю ли я желаемое за действительное? И, с другой стороны, если  Библия - самый достоверный из всех известных человечеству документов древней письменности - гласит о том, что Христос, на самом деле – Сын Божий, пришедший в мир ради спасения человечества, то не следует ли мне, вам, каждому из нас сделать из этого соответствующие выводы?

Опыт проведения семинара для различных категорий слушателей позволяет предположить оптимальные параметры его проведения. Семинар  может занимать  от 2-х  до 6-ти  акад. часов в зависимости от подготовленности и интерактивности аудитории. В некоторых случаях оказывается целесообразным разбивка его на два или три дня или даже – на десять отдельных занятий, соответствующих внутреннему логическому членению материала. Его успешному освоению и запоминанию призвано служить богатейшее иллюстративное содержание семинара: фотографии археологических находок, схемы, карты, древние тексты, произведения изобразительного искусства, цитаты из произведений классической и современной научной литературы, портреты деятелей науки и искусства, таблицы, графики и рисунки. Все эти материалы учителя получают на лицензированном диске, содержащим, кроме того, краткий план-конспект, а также примерный текст семинара.

В течение нескольких лет семинар с успехом проводился как для преподавателей и слушателей светских (например, курсов религиоведения и педагогических институтов), так и для студентов высших и средних богословских учебных заведений (например, в курсе апологетики), а также  - для учителей школ, читающих курсы православной культуры, истории религии, мировой художественной культуры,  истории и обществоведения, учителей-предметников, классных руководителей и организаторов внеклассной работы, психологов, профессионалов, ведущих работу с различными слоями населения (например, для социальных психологов и педагогов).  Знания, полученные на семинаре, позволят им более правильно выстраивать свои взаимоотношения с верующими детьми и их семьями в рамках учебно-воспитательного процесса. Семинар будет также интересен студентам философских, исторических, психолого-педагогических, художественных факультетов светских вузов, студентам богословских факультетов и старшеклассникам. Семинар, таким образом,  рассчитан на самую широкую аудиторию – на людей, честно ищущих разумного и логического основания  для своей веры в Бога (или, соответственно, для оправдания своего неверия).  

Совершенно очевидно при этом, что одним лишь этим материалом и одной лишь этой методикой не может и не должен ограничиваться труд по духовно-нравственному образованию в школе, однако сам прецедент именно такого подхода призван к созданию целой серии или цикла материалов и программ, направленных на решение этой важнейшей задачи. Кроме того, благодаря цифровым технологиям, применяемым в данной работе, материалы её могут (и должны быть) легко адаптированы, сокращены или расширены для решения конкретных задач воспитания, для включения их в качестве иллюстративного или дополнительного материала в курсы и программы учебных дисциплин.

 

Олег Воскресенский,

магистр богословия,

аспирант Российской Академии Образования

 

Hosted by uCoz