Полякова Мария Александровна,

Заместитель проректора по партнерским

отношениям и региональному развитию,

Институт управления, бизнеса и технологий. Калуга.

 

 

 

«Всеобщее священство» и

воспитание христианина в

педагогической программе М. Лютера

 

 

31 октября 1517 г. монах Августинского монастыря Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Это событие явилось исходной точкой религиозного и общественно-политического переворота, положившего начало новым мировоззренческим и социально-нравственным парадигмам в области общечеловеческих и индивидуальных отношений. Примечательно, что начал его именно монах. Сам Лютер по этому поводу замечал: «…если мир затевает какое-либо дело, то при этом должен быть монах, хотя бы его пришлось нарисовать»[1].

         Мартин Лютер был всесторонне развитым человеком, что в целом свойственно той эпохе, в которой он жил. Это была эпоха универсализма, когда каждый выдающийся человек действовал в нескольких областях, «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»[2] - писал Ф.Энгельс и позже, характеризуя уже гений Лютера, отмечал: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой» XVI века»[3].

 Являясь, таким образом, выдающимся по своему универсализму деятелем европейской (и даже мировой) истории, Лютер вошел в нее, прежде всего как реформатор христианской церкви и только, рассматривая его в качестве «религиозного гения», можно понять все глубину этой выдающейся личности[4]. Выступив в 1517 году с упомянутыми тезисами, он положил начало ревизии католичества, что в дальнейшем привело к оформлению нового религиозного учения – протестантизма, одна из ветвей которого носит имя Лютера. Надо отметить, что сам он не ожидал того резонанса, который дали его «Тезисы», так как для него они были лишь формой диспута, столь популярного в университетских кругах. Лютеру претил сам принцип индульгенций, то есть отпущения грехов, так как он считал, что не отпущение, а раскаяние истинного христианина дает спасение от наказаний. Кроме того, его особенно возмущало то, что, появившийся в 1517 г. в немецких землях проповедник Иоганн Тецель продавал индульгенции не только живым, но и мертвым (умершим родственникам) и занимался отпущением будущих, еще несовершенных, грехов.

В «95 тезисах» Лютер почти не затрагивает в связи с отпущением грехов личности папы. Вся вина за подобное «шарлатанство» ложится на людей, подобных Тецелю. Но, несмотря на это, именно этот документ всколыхнул всю Германию, а затем и Европу, и явился началом новой эпохи.

Публикация «Тезисов» означала призыв к установлению в церкви господства Христа. И Церковь, и папа имели полную власть лишь тогда, когда она подчинялась его (Христа) власти. Спорить с этим было сложно, и Лютер не удивился, когда на его призыв к диспуту никто не явился. Но получилось так, что своим выступлением и призывом к дискуссии он всколыхнул разные слои немецкого общества – на него откликнулись не ученые мужи, а немецкий народ. Это означало, что Лютер выразил чаяния и  настроения именно мирского населения. Несмотря на страх, отступать уже было нельзя. И Лютер продолжил развитие своих взглядов.

Центральной идеей лютеровской теологической концепции является  его учение об оправдании верой и всеобщем священстве, которое делало ответственным за спасение души самого человека[5].

Мысль о всеобщем священстве, впервые прозвучавшая еще в «Тезисах», где подвергалась критике средневековая традиция деления человечества на духовное и светское сословия, была позднее обоснована в таком произведении реформатора, как «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520). В этой работе, в отличие от «Тезисов», Лютер уже подвергает папство критике, так как его «благие намерения»  (в связи с публикацией «95 тезисов») были отвергнуты Римом. Реформатор пишет о трех стенах, которые сторонники «Вечного города» воздвигли для своей защиты. Первая и вторая стены как раз затрагивают проблемы всеобщего священства.

Первая стена касается превосходства духовного сословия над светским. В этой связи Лютер пишет, что «…все христиане принадлежат к духовному сословию и между ними нет никакого иного различия, кроме только различия должностей»[6]. Принадлежность к духовному сословию обусловлена таинством Крещения, которое делает всех людей равными перед Богом. А значит, все христиане суть «истинные священники, епископы и папы»[7], хотя у них всех разная служба.

Это и есть «всеобщее священство», организация людей, где каждый, кроме того, что является священником, выполняет еще какое-нибудь дело, занятие, чтобы служить другим и быть им полезным.

Далее Лютер сравнивает всех членов человеческого сообщества с единым телом: «… мы все составляем одно тело, но каждый член имеет свое особое дело, которым он должен служить другим»[8]. Тем самым он подчеркивает значимость каждого отдельного дела, каждой отдельной профессии и светская власть является лишь  частью христианского тела.

     Однако исполнять свое ремесло люди давно научились или знают, как этому научиться, а вот как общаться с Богом без посредства церкви – нет. Лютер считал, что это возможно лишь в том случае, когда человек может сам познакомиться со Священным Писанием, что подтверждается его следующими словами: «…не лучше ли было бы, если бы каждый христианин девяти или десяти лет от роду знал все святое Евангелие, в котором говорится об его призвании и жизни?»[9]. Но препятствием здесь является вторая стена сторонников Рима, состоящая в притязаниях католической церкви на истолкование Писания. Исходя из первого доказательства, согласно которому все христиане являются священниками, Лютер утверждает, что каждый человек (христианин) может «… воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере»[10].

         Вывод о познании себя и Бога через Священное Писание ставит перед Реформацией проблему обучения населения, прежде всего, чтению. С этим протестантские историки связывают то пристальное внимание, которое евангелическая церковь уделяла устройству школ, призванных распространять христианское вероучение[11].

         Таким образом, идея всеобщего священства и оправдания верой привела Лютера к постановке проблемы о необходимости всеобщего (начального) образования и выработке методов ее решения – открытия так называемых народных школ и изложения основ христианства в форме катехизиса.

         Составление Лютером катехизиса имеет свою историю, он проповедовал отдельные разделы и идеи катехизиса задолго до завершения его полностью и опубликования, тем же самым занимались и сподвижники реформатора.

         До Лютера катехизисы были в основном ориентированы на взрослую аудиторию. Честь становления детской религиозной литературы принадлежит гуманистам с «Диспутами Эразма» и богемским братьям с детским религиозным вопросником. То есть проблема религиозного воспитания молодого поколения к началу Реформации уже была обозначена. Но, несомненно, именно Лютер создал ту модель молодежной религиозной литературы, которая явилась в дальнейшем образцом для его оппонентов и последователей и используется до настоящего времени.

    О большом значении, которое Лютер придавал катехизису, свидетельствует тот факт, что, предприняв несколько попыток поручить его написание своим сподвижникам[12], он в конечном итоге взялся за дело сам, так как их сочинения отличались известным примитивизмом и чрезмерной нравоучительностью, что тревожило реформатора.

    Еще одной причиной, побудившей Лютера к составлению и опубликованию собственного катехизиса, явилась визитация им церковных приходов на окраине Саксонии в 1527 г. В ходе инспектирования реформатор обнаружил, что большинство мирян «…даже понятия никакого не имеют о христианском учении»[13]. Кроме того, «многие пасторы совершенно неспособны и не готовы учить»[14].

    Все это Лютер изложил в своем предисловии к Краткому катехизису и определил целью его написания исправление сложившегося положения. Подобные задачи реформатор выдвигает и в предисловии к своему Большому катехизису. Подчеркивая неспособность и нежелание проповедников и пасторов распространять катехизис, он, тем не менее, призывает их к исполнению долга и ежедневному повторению основных положений христианства.

         Так в 1529 г. появилось два варианта лютеровского катехизиса: «Краткий катехизис» для детей  и слуг, которых должны были обучать, прежде всего, родители и хозяева, и «Большой катехизис» для пасторов и других учителей (тех же родителей и хозяев), явившийся, таким образом, своего рода методическим пособием для людей, наставляющих в христианском учении, что, несомненно, представляет новшество в педагогике.

         Краткий катехизис Лютера получил наибольшую популярность в протестантском мире в силу своей доступности и понятности, так как был составлен с целью разъяснения ключевых положений христианского учения и имел кроме текста форму настенной таблицы, представляющей основные элементы христианского учения. Она была напечатана так, чтобы ее можно было развесить на стенах и изучать в семейном кругу. Катехизис состоял из пяти глав (десять заповедей, Символ веры, молитва Господня, таинства Крещения и Причащения, ежедневные молитвы и наставления), содержавших основы вероучения, изложенных в простой форме.

     В предисловии к катехизису Лютер призывает пасторов и проповедников «…от всего сердца посвятить себя служению, иметь сострадание к людям, доверившимся им, и помогать в насаждении сего Катехизиса среди людей, особенно молодежи»[15]. Тем самым он преследует цель распространения христианского учения, но не только. Обосновывая необходимость изучения основ веры, Лютер подчеркивает, что «… хотя мы не можем и не должны никого принуждать к вере, все же нам следует настойчиво побуждать людей к познанию того, что считается хорошим, а что плохим у людей, среди которых они живут и хотят жить. Ибо, всякий, желающий жить в каком-то городе, должен знать и соблюдать законы этого города, под защитою которых он хочет находиться, независимо от того, является ли он верующим, или же он отъявленный плут и негодяй»[16]. В этой формулировке явно присутствует общественная направленность распространения катехизиса, и требование к людям соблюдать правила окружающего социума.

     Вывод этот подтверждается и дальнейшими рекомендациями реформатора по поводу разъяснения катехизиса. В частности, он призывает пасторов «… побуждать городские советы и родителей править хорошо и посылать детей в школу, объясняя им – почему они должны делать это, и какой ужасный, достойный всяческого проклятия грех они совершают, не делая этого. Ибо этим пренебрежением они опрокидывают и уничтожают как Царство Божие,  так и царство мира сего, поступая, как самые злейшие враги Бога и людей»[17].

Таким образом, можно сказать, что Краткий катехизис Лютера был призван решить не только проблемы разъяснения основ христианского учения, но и формирования общественно-активной личности, способной нести ответ за свою деятельность и перед Богом, и пред людьми, а значит, и государством. То есть, здесь опять присутствует принцип всеобщего священства, который, согласно мнению Э.Ю. Соловьева, представляет собой идею «…равнодостоинства людей, выраженную на религиозно-теологическом языке»[18]. Примечательно также, что, обращаясь к проблемам веры и познания Бога, Лютер каждый раз приходит к необходимости образования людей, прежде всего молодежи и ответственности властей за этот процесс.

Структура катехизиса позволяет понять видение Мартином Лютером процесса спасения человека. На первое место он намеренно ставит Декалог (Закон Божий), так как считает, что знакомство со Священным Писанием для людей падших или решивших бороться со злом, должно начинаться именно с закона. Человек должен знать, что он может и должен делать. В своем предисловии к Краткому катехизису Лютер подчеркивает, каким заповедям следует уделять больше внимания при проповедовании христианских принципов тем или иным представителям рода человеческого. Например, Седьмую заповедь о воровстве он предлагает наиболее настойчиво разъяснять ремесленникам и торговцам, а также фермерам и слугам, так как с его точки зрения в этой среде имеется больше нечестности и воровства. Четвертую же заповедь о почитании родителей он адресует прежде всего, детям и людям малообразованным.

        Тем самым он, по существу, дает методические рекомендации будущим или действующим проповедникам в искусстве гомилетики (проповедовании), что позволяет видеть в нем не только теолога, но и учителя. Неслучаен и тот факт, что примерно в это время была написана «Проповедь о том, что надо посылать детей в школу» (1530 г.), посвященная, прежде всего обучению проповедников. Все это говорит о том, насколько большое значение придавал Мартин Лютер своему катехизису в деле распространения христианской веры, спасения человека и сохранения существующего общественного порядка.

         Когда человек осознает, насколько неправедно он жил с точки зрения Закона, ему остается лишь уповать на милость Божью и верить в Него. Поэтому вторая часть катехизиса включает в себя Символ Веры и тем самым доносит до человека слово Божье.

         Благодарить за это Бога человек должен посредством молитвы («Отче наш» – третья часть катехизиса).

         Подобная программа должна была приблизить, согласно Лютеру, человека к спасению, которое возможно только посредством безграничной веры в благодать Бога и реализации себя в мирских делах. В Кратком катехизисе Лютер как бы резюмирует свое представление о человеческом сообществе и «достойных» профессиях (призваниях) в виде некоторых рекомендаций. Епископам, пастырям и проповедникам он советует быть непорочными, целомудренными, честными, мужьям – любить жен и быть с ними благоразумными, женам – подчиняться мужьям, родителям – воспитывать детей в наставлении Господнем, детям – повиноваться родителям[19]. Всех членов человеческого сообщества он призывает подчиняться мирским властям, которые также являются Божественным установлением. И, наконец, заканчивает катехизис знаменательными словами Христа: «люби ближнего твоего, как самого себя»[20], явив, таким образом всю свою христианскую любовь и человеколюбие.

     Суммируя сказанное, следует отметить, что, проповедуя образование, Лютер тем самым боролся за свою веру или идею, согласно которой каждый верующий приобретал право быть ответственным за себя перед Богом без посредничества церкви[21]. Равенство людей перед  Богом и спасение верой подразумевало и равенство в возможностях общения с Богом через Священное Писание. А это было возможно лишь посредством распространения всеобщего элементарного образования для детей всех сословий. Задача эта требовала больших финансовых вложений, однако все легко разрешалось за счет церковного имущества, секуляризованного в период Реформации[22].

     Итак, Лютер в развитии идеи о всеобщем священстве приходит к выводу о необходимости начального образования и утверждает следующее: «Если школы укрепляются, это очень хорошо: и церковь остается сильной, и учение – чистым… Юные школьники и студенты суть семена и источники церкви…[Школы] не имеют особо красивого внешнего вида, но они очень полезны и нужны. В школах мальчики изучают «Отче наш» и веру, и церкви хорошо поддерживаются маленькими школами»[23]. Тем самым протестантская церковь создала школу, направленную, прежде всего, на распространение христианского учения, но, в то же время, и отвечающую интересам зарождающейся буржуазии, нуждавшейся в новой морали и элементарных знаниях и умениях чтения и счета.

 

 



[1] Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О.В. -  М: изд-во РОУ, 1996. – С. 12-90; с. 12.

[2] Энгельс Ф.  Введение к диалектике природы // К.Маркс и Ф.Энгельс Избранные произведения в трех томах. Т. 3. – М., 1985. – С. 41-59; с. 42.

[3] Там же, с. 42-43.

[4] Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-логос: Пер. с англ., нем.. франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. – М.: Прогресс, 1991. – с. 316.

[5] Таценко Т.Н. Реформация и начальное образование в немецких городах XVI века //Городская культура. Средневековье и начало нового времени / Под ред. чл.-кор. АН СССР В.И. Рутенбурга. - Л. 1986. С. 127- 151. с. 130-131. К аналогичному выводу приходит также С.Л. Савина: Политика Реформации в области образования //Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М. 1990 – С. 113-121; с. 114.

[6] Лютер Мартин, Указ. соч., с. 15.

[7] Там же, с. 16.

[8] Там же, с. 18.

[9] Там же, с. 71.

[10] Там же, с. 21.

[11] Таценко Т.Н. Указ. соч., с. 131.

[12] К моменту создания Лютером Краткого катехизиса у протестантов южных областей Германии был в ходу и использовался в обучении (в том числе и в школах) катехизис швабского реформатора и создателя знаменитого Вюртембергского Церковного (и Школьного) устава Иоганна Бренца.

[13] Лютер Мартин, Краткий катехизис. Предисловие Доктора Мартина Лютера / пер. К. Комарова.

 

[14] Там же. п. 6.

[15] Там же. п. 8

[16] Там же, п. 13.

[17] Там же, п. 19.

[18] Соловьев Э.Ю. Мартин Лютер – выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. – 1983. - № 10. – С. 33-54; с. 83.

[19] Лютер Мартин, Краткий катехизис/ пер. К. Комарова.

[20] Там же.

[21] Савина С.Л. Политика Реформации в области образования //Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. – М. 1990. – С. 113-121; с. 114.

[22] Там же.

[23] Miscellanea. Фрагменты об обучении и воспитании детей из других сочинений Лютера // Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О.В. -  М: изд-во РОУ, 1996.; с. 180.

Hosted by uCoz