Мажула Л.Н., аспирант ИОВ РАО. СПб.

 

Ценности и ценностные ориентации личности:

социально-культурный аспект

Категория ценности, ценностных ориентаций является одной из самых сложных в философии, социологии, культурологии, педагогике и психологии. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.

Ценности бывают двух видов: ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.; ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей.

К первой группе ценностей относятся ценности,  касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет из себя как личность. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, искусство и т.п. Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. Социальные ценности - в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Говоря о ценностях, необходимо сказать и о ценностных ориентациях, которые органично связаны с потребностями человека. Важно разграничить биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества. Выделяются также вторичные, инструментальные потребности, возникающие в ходе удовлетворения первичных потребностей. В связи с этим нужно различать ценностные ориентации: а) обусловленные первичными и социогенными потребностями - ориентации на цели (терминальные ценности); б) определяемые вторичными потребностями - ориентации на средства (инструментальные ценности).

Изучение ценностных ориентаций личности может быть представлено следующим образом. Следует, во-первых, раскрыть ее направленность: альтруист, конформист или эгоист; во-вторых, определить приоритетные ориентации на цели (допустим, для честолюбивого эгоиста приоритетна ориентация на самореализацию, а для прилежного конформиста - познавательная ориентация); в-третьих, нужно эмпирическим путем выявить те ориентации на средства (инструментальные ориентации), которые реально используются субъектом в его практической деятельности. Тогда может быть воспроизведена иерархия ценностных ориентаций данного человека и могут быть получены суммарные показатели предпочтений, стремлений, отвращений:

- материальные ориентации  - это ориентации на такие терминальные ценности, как личное здоровье, семья, материальное благополучие (продолжение рода, планирование семьи; достижение материального благополучия);

-духовные ориентации, которые  существенно отличаются от ценностей материальных (социализация; религиозность; самореализация; познавательные ориентации; коммуникационные ориентации; эстетические ориентации; этические ориентации.

Изучая социальные ценности и ценностные ориентации, необходимо сказать и о русской культуре, которая накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их. С помощью языка сохраняется, как говорил еще в 18 веке И. Гердер «коллективная культурная идентичность». Русский язык является не только средством межличностного общения, но и общезначимой духовной ценностью, интегрирующей российское общество. Для возрождения российской культуры и духовности, писал А. Ильин, в обществе должен утвердиться «культ родного языка, поскольку русский язык оказался тем духовным орудием, которое передало начатки Христианства, правосознания и науки всем народам нашего территориального массива» [2, С. 203].

Культура - это, прежде всего система ценностей общества, так как в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества; она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания  в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер; она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп; она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, "чужой" культуры [1, С. 170].

Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя,  свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения" [3, С. 471].

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация.

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, "представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы" [1, С. 197-198].  По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой «непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека» [3, С. 253].

Как подчеркивает Э. Фромм, «большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе» [6, С. 289].

Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.

Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.

Таким образом, культура личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности.

Ввиду ограниченности индивидуального жизненного ресурса, личность вынуждена выстраивать свои цели и ценности, определять для себя их приоритеты. Практически это выражается в том, что, чем меньше жизненный ресурс личности, тем жестче становится система ценностей личности, тем ярче проявляется ее иерархичность, а число элементов уменьшается.

Таким образом, избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности, ведь ответить на вопрос: какова та или иная личность – это, прежде всего, ответить на вопрос: каковы ценности личности, определяющие ее отношение к основным сферам жизни - к миру, другим людям и самому себе.

Поэтому решение проблемы личностных достижений вряд ли возможно вне исследования сформированности ценностной сферы личности. Более того, именно с позиций данной сферы могут быть правильно определены и оценены другие компоненты структуры личности, например, характер, способности, фонд знаний и навыков, механизм самосознания, характер поведения и деятельности и другие.

Поскольку главной целью образования является приобщение ребенка к культуре, то и исследование качества образовательного процесса может и должно осуществляться через исследование уровня усвоения личностью ценностей культуры.

Закономерно возникает вопрос: каким образом можно исследовать ценностные ориентации личности и возможно ли подобное исследование в массовой общеобразовательной школе?

Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах отечественных социологов и психологов: М.И. Бобневой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, И.О. Мартынюка, Н.Ф. Наумовой, В.Б. Ольшанского, А.А. Ручки и др. Остановимся на наиболее существенных моментах данных исследований. Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Исследовать ценностные ориентации личности при помощи одного инструментария нельзя, ведь общеизвестно, что выраженная вербально (словесно) позиция человека по отношению к тем или иным ценностям культуры далеко не всегда совпадает с реальным, фактическим его поведением.

Следовательно, для изучения ценностных ориентаций личности необходимо использовать пакет инструментов, выявляющих когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.

Несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству. Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

 

Литература.

  1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат.- 1986.- 223 с.
  2. Ильин И. А. Собр. соч., М., 1993 г., т.1, -с. 227.
  3. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука. - 1979.- С.252-267.
  4. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М.: Мысль. -1966. -т.1. - С. 470-530.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  6. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика. - 1993.- 415 с.

 

 

Авторская справка:

Мажула Любовь Николаевна – аспирант Учреждения Российской академии образования «Институт образования взрослых»  г. Санкт-Петербург,

 lubovmazhula(sobaka)yandex.ru

Hosted by uCoz