Маркова Т.И.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

(КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД).

 

Древнегреческие мыслители сформулировали идеал гармоничного человека, и в этой гармонии в качестве определяющего элемента выступала нравственность. В своих антропологических и этических концепциях они придавали большое значение формированию добродетелей в человеке, разрабатывали соответствующие педагогические методы, формировали нравственные ориентиры для человека. В целом античным философам был присущ рационалистический подход к пониманию морали, они тесно увязывали нравственность с познанием, а благо – с истиной.

В знаменитом Пифагорейском союзе ученики получали знания того или иного уровня в зависимости от уровня своего морального развития: они приобщались к эзотерическому (только для посвященных) или экзотерическому (открытому для всех) учению. Говоря о широком образовании для всех свободных эллинов, Пифагор (580-500 гг.до н.э.) предлагал строго придерживаться в школах единого для всех распорядка дня, что уже само по себе дисциплинировало учеников, приучало их ответственно относиться к своему времени и не тратить его попусту. В это расписание включалась утренняя прогулка для упорядочивания сознания, причем обязательно в одиночестве. Обучение должно происходить в храме, где жрец должен заботиться об исправлении нравов. Таким образом, уже в системе языческой религии священнослужителям отводилась роль духовных наставников детей. Огромное значение Пифагор придавал формированию у детей мотивации к учению, без которой, по его мнению, обучение не может быть эффективным.

Гераклит (544-483 гг. до н.э.) полагал, что интеллектуальное образование и нравственное воспитание неразрывно связаны. Развитие способности самостоятельно мыслить, происходящее в процессе интеллектуального образования, необходимы человеку для правильной и добродетельной жизни.

Демокрит (ок. 470/460 - ок. 371 до н.э.) в своей философской концепции много внимания уделил разработке проблем, связанных с нравственным воспитанием детей. В процессе воспитания создается вторая природа человека, собственно человеческая. Для этого недостаточно простого усвоения знаний, необходимо применение этих знаний в жизни,  постоянные упражнения в нравственных поступках, выработка навыков нравственного поведения. Только в процессе сознательного и добровольного труда человек может обрести добродетели. Знание же дает человеку нравственные ориентиры, поэтому оно является основой морального воспитания.  

Великий греческий мыслитель выделил еще один немаловажный практический аспект воспитания – воздействие на ребенка положительного примера родителей.

Таким образом, в основание концепции нравственного воспитания Демокрит положил свою модель идеального человека. Знание об абсолютных ценностях, таких, как добро, прекрасное, истина, делает человека устойчивым в жизни, независимым от случайных жизненных перипетий, поскольку в его душе формируется состояние апатии, бесстрастия. Зная о конечности своего существования, о том, что всё в мире обречено на изменение и умирание, мудрец не привязывается к преходящим вещам этого мира, а потому и не страдает от их потери, разрушения или недоступности. Для него абсолютное благо важнее преходящих вещей, которые он может получить в краткой земной жизни и которые так легко может потерять. 

Сократ (469-399 до н.э.) заявил об абсолютной ценности человека. Если до него нравственное самосовершенствование выступало как привилегия мудрецов, то теперь оно превратилось в долг любого человека. В связи с этим на человека ложится тяжкий груз ответственности за уровень своего нравственного развития, поскольку добродетели могут быть сформированы только в результате упорного самопознания и познания мира и других людей. Сократ полагал, что идея блага врожденна человеку, и человек по природе своей стремится к благу, но незнание не позволяет ему достичь блага в реальной жизни. Незнание блага – единственная причина морального зла. Благо тождественно истине, зло – заблуждению. Человек совершает безнравственные поступки в том случае, если опирается на ложное знание. Отсюда очевидный путь преодоления зла – устранение незнания. В процессе нравственного развития роль учителя очень велика, поскольку он – мудрец, он может помочь ученику, наставляя его. При этом очень важно, что учитель не даёт, да и не может дать ученику готовые ответы на все вопросы, возникающие перед человеком в процессе его жизни, т.к. эти ответы единственны, уникальны для каждого человека. Задача наставника – стимулировать ученика к собственному поиску истины и абсолютного блага, ставя перед ним вопросы, побуждая его не только искать ответы на поставленные учителем вопросы, но и самому вопрошать мир.

Платон заявил о социальной ценности правильно организованного воспитания и создал теоретическую систему воспитания. Поскольку в государстве, по его мнению, осуществляется идея всеобщего блага, оно обеспечивает существование, развитие и благосостояние своих членов. Отсюда с необходимостью следует вывод о том, что отдельный человек должен подчинять свои личные интересы общественным. Задача воспитательного процесса состоит как раз в формировании у людей гражданских и нравственных качеств, необходимых для укрепления и процветания государства.

Воспитание и образование должны полностью контролироваться государством, причем до мелочей: правители должны подбирать подходящих партнёров для заключения браков, дети – содержаться только в государственных воспитательных домах. Таким образом, с одной стороны, Платон высказал плодотворную идею о необходимости профессионального управления воспитательным процессом, а с другой, явно принизил роль семейного воспитания, позитивную роль родительской любви и заботы в формировании личности.

Формированию нравственности Платон отводил первое место. В мире идей Благо занимает главенствующее положение, подчиняя себе все остальные идеи. Оно выступает в его концепции в роли творческого и организующего принципа. Для человека Благо – это единственный путь к счастью. Поскольку стремление к счастью естественно для человека, то для него естественно и стремление к Благу.

Нравственность в учении Платона является необходимым условием воплощения идеальной модели государства в реальности. Идеальное государство аналогично совершенной душе; в нём, как и в душе, все добродетели образуют гармоничное единство благодаря организующей добродетели справедливости. Каждая добродетель в душе человека служит основанием для разделения труда в государстве и для разделения граждан на сословия, у каждого из которых есть собственное предназначение в общей жизни социума.

А в зависимости от последнего должна строиться система воспитания и образования для каждого сословия. Таким образом, Платон обосновал идею сословного воспитания. Но при этом он не умалял значения каждого сословия для государства: важны все сословия, поскольку каждое из них выполняет в обществе особые функции, и существование государства невозможно без любого из этих сословий, вместе образующих идеальное единство.

Аристотель (384/3-322/1 до н. э.) вслед за своим учителем Платоном развивал идею государственного образования, но при этом не принижал роли семьи, а, напротив, подчеркивал его важность. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься как часть и целое и дополнять друг друга. Поскольку, по мнению Аристотеля, душа ребенка от рождения есть «чистая доска», воспитание и образование приобретали особенную значимость: ведь именно в процессе воспитания и формировалась душа ребёнка должным образом.

Цель воспитания – окультуривание молодежи, достижение добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, состоящую из трёх частей, каждая из которых выполняет особые функции: растительной (питание, размножение), животной (ощущения, чувства), разумной (мышление, познание). Трём видам (частям) души соответствуют три вида воспитания: физическое, умственное, нравственное, которые должны образовать единую систему воспитательного воздействия на ребёнка.

В античной Греции даже обыватели с большим уважением относились к философам. В частности, нравственный идеал человека, разработанный интеллектуалами, оказывал заметное влияние на повседневную жизнь людей. Хотя Греции не было государственных школ и организацией образования занимались частные лица, не контролируемые ни правителями, ни религиозными корпорациями, энтузиасты, тем не менее, старались осуществлять общественно признаваемый идеал человека.

Некоторое государственное регулирование образования все же имело место. В некоторых полисах, в частности, в Афинах, существовал закон,  обязывающий родителей давать образование своим детям. Но престиж интеллектуальной деятельности в Афинах был очень высок, родители и сами стремились к тому, чтобы обучать детей. Поэтому закон просто служил своего рода гарантией для получения начального образования детьми из беднейших слоев населения, которым бедность не позволяла долго оставаться в школе. Это привело к потрясающему социально значимому результату: уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей, а обучение полностью из дома перешло в школы. Греки стремились осуществить в своих детях идеал гармонически развитого человека, интеллектуально развитого, нравственно совершенного, физически прекрасного и здорового.

В Древней Греции воспитание детей начиналось буквально с пелёнок. Причем сложилось две, очень отличающиеся системы воспитания: афинская и спартанская. В Спарте младенцев не пеленали, с раннего возраста закаляли, купая в холодной воде и одевая очень легко даже зимой. В Афинах применялся более мягкий уход за малолетними детьми. Это объяснялось различными представлениями о будущем детей: в Спарте воспитывали будущих воинов, а в Афинах придерживались идеала гражданской личности. Состоятельные люди, как правило, нанимали кормилиц для своих детей, которые не только кормили, но и ухаживали за детьми знати. Многие философы критиковали такую практику, совершенно справедливо считая чрезвычайно важным для эмоционального и нравственного развития ребенка его непосредственный контакт с матерью.

До 6-7 лет детей ничему не обучали, они только играли. Рисунки на вазах дают нам много информации об играх детей. Они катались на маленьких тележках, строили домики из палочек, имитировали в своих играх занятия взрослых, например, сажали растения. Нередко в их играх принимали участие домашние животные: козы, утки, собаки. Как во все времена, игры служили в первую очередь развлечением для детей, но при этом они решали и очень важные социальные задачи: в ходе игры дети знакомились с миром взрослых, осваивали социальные роли, получали навыки общения и сотрудничества, усваивали нравственные ценности общества.

После семи лет начиналось настоящее воспитание и обучение: мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались. Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке (древних счётах).

Важное место в школьной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали все свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламации торжественных гимнов. Этому детей обучал кифарист, прививавший им навыки игры на струнных инструментах – лире или кифаре. Участие в общих религиозных ритуалах способствовало наиболее успешной социализации детей, давало им чувство сопричастности к жизни коллектива, формировало у них общественно одобряемую систему нравственных ценностей.

Только с 12-14 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях – палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты. Таким образом, одновременно с физическим воспитанием дети приобщались и к эстетическим ценностям.  

Сверхзадачей физических упражнений греки считали достижение телесного совершенства и формирование характера. В ходе них воспитывались такие личностные качества, как твердость, упорство, целеустремленность, воля к победе, т.е. физическое воспитание дополнялось ещё и нравственным.

Образовательный процесс, как мы видим, имел своей целью достижение идеала калокагатии, а именно, телесной красоты и духовно-нравственного совершенства, включающего справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов. Это можно было бы считать прообразом высшего образования, поскольку оно предназначалось для особо одаренных юношей, а также отпрысков знатных и богатых семей. На этой ступени образования нравственному воспитанию отводилось центральное место. Риторику осваивали, слушая нравственные проповеди знаменитых мыслителей. Ученики и сами, в качестве учебных упражнений, составляли речи на моральные темы.

Таким образом, обобщая все сказанное, можно отметить как самую яркую черту обучения в Древней Греции единство образования и воспитания, а также единство интеллектуальной и физической деятельности, дополняемого «упражнениями» в нравственном поведении. Сама нравственность рассматривалась как единство моральных принципов, морального сознания и нравственного поведения. Такой комплексный подход создавал теоретическую базу для формирования гармонически развитых людей, т.е. для реализации идеала человека, сформулированного лучшими умами античности.

 

 

СВЕДЕНИЯ  ОБ  АВТОРЕ

 

Фамилия –     Маркова

Имя –             Татьяна

Отчество –     Ивановна

 

Место работы:

Санкт-Петербургский

государственный инженерно-экономический университет,

кафедра философии

Доцент, кандидат философских наук

e-mail    tatimar(sobaka)yandex.ru

 

 

Hosted by uCoz