Демин Р.Н.

 

Фигурная поэзия в Европе XVI-XVII вв.

и «Лабиринт света» Яна Амоса Коменского

 

 Известно, что в XVI-XVII вв. широкое распространение получило так называемое анаморфное искусство. Изобретение этого искусства иногда приписывается великому Леонардо. Это искусство, когда вся картина (или рисунок) или только какая-то деталь картины кажутся бесформенным неясным изображением и лишь с определенной точки обретают правильную перспективу, и тогда становится очевидным искусство мастера.

Считается, что Караваджо, Аннибал Каррачи, Гольбейн уделяли значительное внимание этому искусству (достаточно вспомнить хотя бы знаменитую картину Гольбейна 1533 года «Послы» с ее анаморфозой черепа на переднем плане).

Знакомство с произведениями искусства этого времени заставляет задумываться: а нет ли и в поэзии, литературе, музыке таких явлений, которые видны лишь с определенной позиции, с определенной точки зрения?

 Обратимся к поэзии того времени. В XVI веке и особенно в XVII веке в Европе широкое (по сравнению с предшествующими периодами) распространение получила т.н. фигурная поэзия. Фигурная поэзия или фигурные стихи или графические стихи – это стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета: треугольника, ромба, конуса, звезды. При этом данная фигура или предмет обычно связаны с темой стихотворения. Фигурные стихи – детище древнегреческих поэтов - известны с IV-III вв. до н. э. В античности эти стихи, по мнению некоторых впервые появившиеся в магических текстах, вошли в моду в эллинистическую эпоху. Они связаны с именами таких поэтов, как: Симмий, Досиад, Феокрит, создавших стихи «Крылья», «Секира», «Свирель» и т.п. Причем по содержанию такие стихи представляли собой ряд загадок. Для понимания этих стихов, в которых многие понятия выражались не соответствующим словом, а другим словом, ассоциирующимся с первым по звучанию или по смыслу, необходима была большая эрудиция.

Не исчезли фигурные стихи и с наступлением христианства. Они существовали и в средние века и в эпоху Возрождения. Особенно широкое распространение получили фигурные стихи в Германии в XVII веке. Так, в Нюрнберге в 1644 году было основано т.н. «Общество пегницких пастухов». «Пегницкие пастухи» уделяли большое внимание поэтической изобретательности. Они, желая поразить не только слух, но и глаз читателя, обращались к созданию фигурных стихотворений в виде венка, флейты, башни, бокала.

Очевидно, что в истории фигурной поэзии, есть некоторые наиболее популярные объекты изображения. Естественно, для христианской Европы это, прежде всего, объекты христианской символики, в первую очередь, крест, чаша, а также звезда, солнце и другие.

Учитывая тему нашего сообщения, важно обратить внимание, что одним из таких объектов, часто встречающихся в фигурных стихотворениях, является сердце и что, начиная с XVII века, получили распространение стихи в виде лабиринта. Подчас рассматривая стихотворение – «валентинку» современной поэтессы, мы забываем, что использование формы сердца в визуальной поэзии (в данном выступлении я буду употреблять выражения фигурная поэзия и визуальная поэзия как синонимы) имеет давнюю традицию.

Современное фигурное стихотворение

Например, среди работ поэта и музыканта XIV века Бода Кортье (Baude Cortier) есть песня, записанная в форме круга, и песня, записанная в форме сердца. В этом случае первые две строки каждой из трех строф изображают дуги, а вторые основания изображения сердца.

Baude Cortier «Belle bonne»

Это песня представляет собой трехголосое рондо. В то время развитие поэтических и музыкальных форм часто шло параллельно друг другу. Поэты часто были также и музыкантами, а термин рондо разрабатывался и в музыке, и в литературе. Собственно, и рисунок сердца появляется здесь в записи не просто слов, но музыкальных знаков. В России первые фигурные стихотворения в виде сердца и лабиринта были созданы Симеоном Полоцким.

Стихотворения-лабиринты надо было читать, следуя по определенным линиям внутри изображения. Из рисунка этих линий и возникали различные фигуры, в том числе и сердце, как в стихотворении Патрисио Фаттори.

Patrizio Fattori « Ampla et diligente relatione » (1614).

Здесь изображение сердца возникает как общий контур совокупности линий-строчек. Интересно, что расположенные в местах пересечения линий-строчек буквы одинаковы как для чтения по вертикали, так и горизонтали. Разумеется, стихи-лабиринты создавались и раньше, до XVII века. Приведу пример, относящийся к XVI веку. Эта каллиграмма-лабиринт Вольфганга Фуггера представляет собой латинскую молитву.

Вольфганг Фуггер "Лабиринт" (1553 г.).

Вспомним теперь также, что шестнадцатый и семнадцатый века - это века широкого распространения шифров, криптограмм, увлечения числовой символикой. К криптограммам прибегали и Леонардо да Винчи, и автор «Иероглифической монады» Джон Ди, и Френсис Бэкон. Желая сохранить свой приоритет,  зашифровывали иногда результаты свои научных изысканий такие ученые XVII века  как Лейбниц, Роберт Гук, Христиан Гюйгенс.

В свете вышеприведенного материала, позволю себе высказать следующую догадку. А что если взглянуть на произведение Коменского как на текст, построенный подобно стихотворению-лабиринту или стихотворению в форме сердца? Возможно, «Лабиринт света и рай сердца» или некоторые фрагменты текста произведения наряду с обычным чтением следует читать по определенным правилам?

Известно, что многие религиозные тексты были написаны акростихом. Например, псалмы Давида, Плач Иеремии. Предположим, что надо расположить в форме стихотворения-лабиринта (того или иного варианта) начальные буквы первых предложений всех глав произведения и посмотреть: не получится ли акростих (то есть - стихотворение, в котором некоторые (чаще всего — первые) буквы каждого стиха составляют осмысленный текст. Может быть, это будет всего лишь слово, может быть несколько слов, а может быть и целое предложение.

Возможно, результатом подобной процедуры будет акростих-ключ. Тогда читаемый по первым буквам текст, в сжатом виде будет выражать подлинный авторский замысел, смысл произведения.

А может это будет акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет адресат данного текста. Такое посвящение обычно обращено к внимательному или подготовленному читателю:

Не исключено, что может получиться акростих-шифр. В этом случае читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую информацию. Часто такой тип акростиха использовался как средство обойти цензурные или иные запреты.

Возможно, что вместо акростиха речь может идти о телестихе или месостихе. В этих случаях дополнительный текст читается не по первым, а по последним или по средним буквам стихотворных строчек.

Не следует исключать возможность т.н. зеркального акростиха, когда чтение идет не от первой строчки к последней, а от последней - к первой. Или исключать возможность наличия усложненной формы акростиха (т.н. двойной, тройной и т.д. акростих). В конце концов, это может быть (и это, учитывая название произведения, было бы наиболее оправдано) диагональный акростих, называемый лабиринтом.

А может быть, надо особым образом расположить номера глав, а затем заменить их буквами и попытаться поработать с полученным текстом. Очевидно, что предлагаемые пути работы с имеющимся  текстом носят спорный характер. Однако, бесспорно, что работать надо с первоисточником.

Как известно, акростих подчеркивал не случайность текста, а его т.с. «выверенность», его т.с. «построенность». Обеспечивая известную сохранность текста, акростих обращался к посвященным.

Следует заметить, что степень распространения акростиха значительно больше, чем это обычно осознается. Он пользуется популярностью и в наше время. Хрестоматийные примеры: последний абзац англоязычного произведения Набокова «Сестры Вэйн» или публикация Евгением Шешолиным в одной из советских молодежных газет стихотворения "Весеннее", представляющее собой акростих "Христос воскрес".

В заключение, можно обратить внимание на следующее обстоятельство: Сочинение «Лабиринт света и рай сердца» Коменского состоит из 54 глав. Насколько это случайно? Возможно, что не случайно. Ведь главный труд Франсиско Суареса (1548-1617)  «Метафизические рассуждения» (1597) также  состоит из 54 рассуждений. Кстати, 54 в сумме дает девятку (5+4). Вспомним, что «Триады» Григория Паламы представляют собой девятичленное построение.

Трудно сказать, насколько перспективно данное направление изучения наследия великого мыслителя, но хотя бы обратить внимание на те вещи, о которых я говорил, напомнить о них представляется нужным.

 

Hosted by uCoz