Возможности церковной среды нашего времени в решении задач христианского воспитания и образования

 

 Христианское воспитание и образование в широком смысле этого слова появилось одновременно с христианством, с возникновением христианской семьи, христианского уклада жизни. Оно вполне соответствует так называемому укладному воспитанию, когда подрастающий человек формируется прежде всего средой, постепенно приобщаясь к делам и понятиям взрослых. В российской традиции существовало триединство сфер  уклада нашей жизни - это: семья, церковь и школа. На сегодняшний день, учитывая, в каком состоянии находятся и как взаимодействуют эти три сферы, трудно надеяться на возрождение их целостного влияния на жизнь современного ребенка. Но вполне реальный опыт нашего времени позволяет поставить вопрос о возможном участии и помощи  церковной среды семье в деле воспитания и образования детей.

Семья сегодня как социо-культурное образование переживает тяжелейший, невиданный кризис, одной из главных причин которого является секуляризация нашего общества, его бездуховность. Отделение и даже противопоставление в России науки, современного искусства, гуманитарного знания, с одной стороны, и христианской культуры, с другой - привели к тяжелым последствиям, которые сказываются, в том числе, на проблемах  семьи, на проблемах формирования отдельной человеческой личности и  возможностях  ее пути к Богу и в Церковь.

            Одной из особенностей времени является то, что в Церковь сегодня приходят родители и дети одновременно. Не всегда одинаковый духовный возраст людей разных поколений позволяет родителям стать для своих детей опорой в вере. Задумываясь над проблемой воцерковления своих детей,  взрослые, как правило, начинают искать для них воскресные школы, православные сады и гимназии. Часто заинтересованное участие в жизни подобных воспитательных и образовательных проектов позволяет родителям восполнить и свое духовное образование. Однако очень скоро становится  понятным, что проблема воцерковления детей мало разрешима одним лишь приобщением к жизни пусть и очень хорошего православного детского учреждения,  и даже храма. Ребенку важно помочь не только обрести веру, но и утвердиться в своем мировоззрении, найти в жизни  друзей,  профессию. Детей в наше время нужно по-настоящему вымолить у Бога, чтобы их жизнь не была исковеркана уже в ранние годы, чтобы они не оказались потерянным поколением.  Для этого семья должна быть включена в такую христианскую среду,  которая могла бы помочь целостному развитию разных сторон жизни  растущего человека.

Сама возможность постановки данной проблемы и реальные подходы к ее решению в нашей стране  стали возможными с начала 90-х годов.   Несколько лет прошли на подъеме и воодушевлении неофитства, проявились и типичные ошибки, но уже была вполне осознана, сформулирована и продекларирована с общецерковных трибун задача создания целостной системы религиозного воспитания и образования, в которую  рекомендовалось включать: курсы катехизаторов,  воскресные школы, православные д\сады, школы или гимназии, соответствующие высшие учебные заведения, методические кабинеты, библиотеки, просветительские центры для разных категорий населения, базы летних христианских лагерей для детей и молодежи и прочее.  Опорой для решения этой общей задачи,  живой связующей средой являются прежде всего церковные приходы, общины, братства, реже монастыри.  В целом любой подобный, в том числе и положительный опыт,  держится, как правило, на личных талантах людей, включенных в него. По-разному и в разной мере в этом опыте удавалось достичь единства семьи, школы и церковного собрания, решить вопросы непрерывности и преемственности образования. Наиболее массовыми среди перечисленных выше учреждений стали воскресные школы. Но со временем именно они начали испытывать наибольший кризис, пытаясь осмыслить себя как самостоятельную отдельную единицу. Основные противоречия в их жизни возникают, прежде всего, по причине значительного отрыва духовного образования детей и родителей от реальной жизни и потому невозможности с его помощью решать жизненные проблемы, часто неоправданно быстрого переворота сознания ребенка и его семьи, отмежевания воскресной школы от коррекции того, что получают дети в общеобразовательных школах. К этому добавляется разобщенность самой церковной жизни приходов, при которых создаются воскресные школы, когда приходящие в храм люди практически не знакомы, ничто иное, кроме совместного богослужения, на котором они могут и не замечать друг друга,  в жизни их  не связывает. Более "успешными", если так можно сказать, стали просветительские, детско-юношеские центры, которые соединяют более широкий круг церковных и жизненных интересов семей,  пытаются включить детей и взрослых в разнообразные виды  занятий творчеством и  полезной деятельностью с  духовным содержанием, и для которых определяющим принципом жизни является совместное участие в таинственной жизни Церкви.

Приведенная краткая характеристика некоторых путей устроения церковного воспитания и образования детей в прошедшие годы ни в коей мере не является попыткой серьезного анализа и обобщения опыта прошедших лет, а представляет собой лишь некоторое впечатление человека, который в эти годы был связан с организацией  православного д\сада,  воскресной школы,  детско-юношеского центра и отдельных  церковных благотворительных программ помощи детям-сиротам. Основная цель этого небольшого экскурса состоит лишь в том, чтобы подойти к описанию конкретного опыта собирания церковной среды, ответственно ставящей перед собой задачу воцерковления  детей, пытающейся восполнить недостаточность современного семейного воспитания, опыта,  в который в свое время были «включены» вышеперечисленные формы организации такой среды в наше время. Надо заметить, что задача восполнения в этом опыте относится не только к семьям, в которых церковными людьми являются не все ее члены, к неполным семьям, где отсутствует кто-либо из родителей, к детям-сиротам, обязанности воспитания которых несут д\дома, приюты,  не меньшее значение она имеет  и для полных семей, в которых оба родителя верующие люди.

 Конечно, нельзя  забывать о том, что воспитание средой не всегда может обеспечить внутренней крепости человека, может иметь свои недостатки, связанные с опасностью ограничить его возможности погружением в однородное духовное и социально-культурное пространство, воспринимаемое им как единственно возможный способ жизни. Какой же может быть эта среда для того, чтобы индивидуальность ребенка не была подчинена ее требованиям, сохранялся личный выбор растущего человека?  Существуют ли в ней  еще нераскрытые возможности для того, чтобы и дети, и их родители обрели возможность целостной духовной жизни? Может ли среда помочь самой семье преодолеть кризис, в котором та находится, сделав ее положительной ценностью в жизни мира, человека, церкви, общества?

 

            В свое время В.В. Зеньковский, рассуждая о школьном образовании,  писал, что "церковная школа должна быть созданием церковных общин, ищущих не только для детей, но и для себя правильной жизни", что это возможно лишь "при глубоком внутреннем сближении во всем объеме нашей жизни в миру". Именно такой подход лежит в конкретном опыте жизни православных общин и братств Преображенского Содружества малых братств, серьезно поставивших перед собой задачу  воспитания детей в Церкви.

            Само собирание в общины и братства Содружества происходило благодаря серьезной подготовке людей к принятию Крещения и воцерковлению, подготовке, которая постепенно выросла в целую систему катехизации. Такое собирание помогло возникновению неформальных братских отношений между людьми и, со временем, появились желание и готовность совместно решать проблемы христианского просвещения и многие другие вопросы церковной жизни, в том числе,  воспитания детей.

 Если в отношении взрослых для решения подобных задач годами целенаправленно собирались силы, миссионерский опыт, продуманное понимание целостного и последовательного научения взрослых основам христианской веры и жизни, то проблема воспитания детей решалась по мере их появления  из среды тех, кто прошли через огласительную школу,  или привели своих детей в храм по объявлению о наборе в воскресную школу. Таким образом, первой программой работы с детьми, первым учреждением была детская воскресная школа.

            Не секрет, что в Церковь многие люди приходят сегодня не столько по вере, а сколько из-за отсутствия опоры в жизни, из-за желания обрести почву под ногами, почувствовать хоть в чем-то уверенность. Идут в храм с надеждой на спасение, но спасение - в этой жизни, желание получить помощь сейчас, в сегодняшнем дне. И, несомненно, такому сердцу надо дать возможность “отогреться”, прежде чем оно начнет вмещать что-то большее.

В начале 90-х у нас не было специальных требований при приеме в воскресную школу. Мы принимали детей из всех семей, которые к нам обращались. Один из примеров, показывающих, насколько неожиданными могли быть мотивы обращения родителей,  -  мама привела на собеседование семилетнюю дочь, которой отказали в приеме в нескольких образовательных школах, потому что она молчала  и не вступала в разговор, то же повторилось и на приеме у психоневролога. По объявлению в храме они пришли в воскресную школу, все-таки пытаясь найти место, где ребенок начнет общаться. Девочка заговорила и на собеседовании, и на всех последующих уроках. Она стала приходить на занятия с сестренкой. Обе росли в семье без отца.  Через два года они крестились. А еще через два года воцерковилась их мама. С этого времени семья не только уже участвовала в жизни детской школы, но и стала частью одной из общин братства. 

В связи с  этим примером хочется вспомнить  принципы своевременности и единства педагогических влияний,  являющихся важными в  работе с семьями. В Евангелии слова и дела Божии открываются людям по мере их способности воспринять их. Действие педагога как детоводителя ко Христу непременно должно учитывать духовное состояние, психологические особенности, уровень развития детей. Для того, чтобы вверить себя руководству Евангелия, нужно пережить сложный внутренний поворот - от привычки ориентироваться на известные этические примеры к возможности жить без страха,  по Любви, в согласии с Божьим Промыслом о нас и в исполнении Его Правды. Не страшно, что решение принять крещение мама и девочки принимают не сразу, и крещение не есть условие для посещения церковной школы. Важнее, приняв это решение, взять на себя труд самовоспитания в союзе с Церковью, к которому чаще всего люди, скоропостижно крестившиеся, оказываются неготовыми.  Важно, что в Церковь эта семья входит вместе. Нам надо бояться “растащить” ребенка в разные стороны. Хотя, чаще принцип единства существует скорее как принцип дополнения, потому что мы далеко не всегда можем уберечь детей от нежелательных влияний, но всегда должны стараться их учитывать и, по возможности, смягчать и исправлять.

Тогда же, в  90-х годах, в Содружестве появились  новые  детские программы -  д\сад, гимназия, специальные программы помощи семье в образовании и воспитании, скаутские отряды, семейные группы, молодежное движение, и программы подготовки преподавателей. Со временем различные инициативы и программы для подрастающего поколения объединились работой детско-юношеского центра.  Формы их работы были разнообразны:  совместное участие в богослужениях, регулярные занятия и встречи, детские праздники с театральными представлениями, поэтические вечера, киноклубы, издание журнала, различные кружки, хор, летние лагеря, туристические походы, паломничества и др. Какие-то программы со временем исчезали или изменялись, не по силам оказалось сохранить  д\сад и гимназию, педагогические курсы, но возникали новые формы общения с детьми и молодежью, в которых уже не только родители и преподаватели начинали отвечать за организацию занятий и саму жизнь с детьми.

 Со временем требования к родителям менялись так, что, как правило, невоцерковленным взрослым, желающим записать своих детей в детские группы, предлагалось вначале пройти оглашение, найти свое место в малом братстве и уже вмести с братством решать вопросы церковного воспитания  детей. Детские праздники, паломничества, выездные лагеря становятся общими братскими программами, в которые каждый  вкладывает свою посильную лепту.  В общинных и братских встречах, поездках и паломничествах взрослых принимают участие дети и молодежь самых разных возрастов. Реальную ответственность за церковное воспитание детей вместе с их родителями начинают разделять общины и братства, членами которых они являются.

Без сомнения можно говорить о том, что общины и объединяющие их братства помогают людям понять Церковь как полноту жизни, ощутить саму церковную жизнь как реальность, обрести в ней внутреннее и духовное единение друг с другом, ощутить в себе потребность и готовность служения. Людей связывают неформальные братские отношения, общая таинственная жизнь Церкви и достаточно согласованное взаимодействие различных программ и служений в общинах, братствах, Содружестве между собой. Вместе с тем, именно сама попытка создания живой целостной церковной среды, где есть место подрастающему поколению, несет в себе новые проблемы, которых порой не имеют просто хорошо организованные церковные учреждения и программы для детей. Встают вопросы согласованного понимания как педагогических, так и духовных действий большого числа взрослых, имеющих самый разный жизненный опыт, проблема личного примера для подрастающего поколения, поскольку в такой общности жизни невозможно во всем укрыться от детских глаз, замечающих прежде всего не слова, а дела старших.

Происходит сложный и живой процесс в церковном сообществе,  которому нужно найти духовное, церковное, а не только организационное решение этим проблемам,  найти детям место в Церкви, а не при Церкви, преодолев узость собственной внутренней жизни, приняв детей так, как Христос принял каждого из нас – во славу Божию. Мы можем надеяться, что с Божьим участием обретенная за эти годы церковная зрелость наших групп, общин, братств позволит нам с общей ответственностью решать основную задачу христианского воспитания – воцерковление наших детей и молодежи как исполнение заповеди Христовой: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне»,  сохраняя преемственность  церковной традиции и опираясь на тот положительный опыт, который собирался в течение первых пятнадцати лет церковного пути Содружества.

 

 

Белотелова Маргарита Алексеевна, Москва, Преображенское Содружество малых православных братств  b.mgrita@bk.ru

 

 

 

 

Hosted by uCoz